Поскольку серийное производство Су-57 в большом количестве начнется раньше намеченных ранее сроков, Москва предпринимает активные усилия, чтобы добиться приобретения этого истребителя пятого поколения крупными импортерами оружия, включая Турцию, Индию и Китай.
В течение последних семи лет китайские средства массовой информации с особым внимание следили за разработкой Су-57, а их — в основном, позитивные комментарии — уже давно воспринимаются как свидетельство заинтересованности Китая в его приобретении.
Однако при этом редко звучит другой вопрос: а что Россия думает о китайском истребителе J-20?
В то время как комментарии китайских военных экспертов по поводу Су-57, в основном, положительны, их российские коллеги проявляют значительно меньше энтузиазма по поводу J-20. В недавно опубликованной статье по вопросу о «взаимной выгоде» сделки с Китаем о продаже Су-57, авторитетное издание в военной области «Русское оружие» пришло к выводу, что Су-57 не лучше, но и не хуже J-20, поскольку он просто выполняет совершенно другие задачи. По мнению издания «Русское оружие», J-20 был разработан как платформа с технологией стелс для преодоления самых современных систем противовоздушной обороны, а также для атаки на критически важные инфраструктурные или военные объекты. Что касается Су-57, то он показывает великолепные возможности как платформа для завоевания превосходства в воздухе, и для него не так важны малозаметность или способность атаковать наземные цели, как потенциал для ведения воздушного боя. Таким образом, «Русское оружие» справедливо подчеркивает главный аргумент относительно экспорта российского самолета: военно-воздушные силы Китая должны купить Су-57 не как замену J-20, а как дополнение к нему.
ТАСС, ведущее российское новостное агентство, согласившись с мнением портала Sputnik, сообщило, что некоторое количество J-20 используют двигатели АЛ-31Ф и что J-20 явно имеет общую с МиГ 1.44 аэродинамическую схему утки. Однако в сообщении нет указаний на то, что китайцы прямо использовали элементы конструкции российского истребителя при создании J-20.
Что касается проблем с двигателями, то российские военные комментаторы разделяют со своими западными коллегами скептицизм по поводу состояния двигателей WS-15, с которыми должен поставляться J-20. Проблемы с характеристиками и надежностью заставили китайцев произвести начальную партию истребителей J-20 со старыми, менее мощными двигателями WS-10B в качестве временной меры. В 2018 году на короткое время появились спекуляции по поводу того, что китайским инженерам удалось исправить все проблемы двигателей WS-15, однако никаких дальнейших подтверждений достигнутого успеха на момент написания этой статьи не появилось.
Хотя Москва, возможно, совершенно не намерена приобретать китайский флагманский малозаметный истребитель, его оценка является значимой для ее нынешних попыток продать Китаю истребители Су-57. Так, например, Рособоронэкспорт — российское агентство по продаже вооружений — должно будет привести убедительные аргументы и доказать, что Су-57 обладает такими качествами, которые и нужны китайцам, и которых нет у J-20. Равно как и оценка истребителя J-20 является стратегически важной в контексте бурно развивающихся китайско-российских отношений в области обороны, в которых ни одна из сторон не намерена довольствоваться ролью младшего партнера.