Основные положения:
— Россия продолжит свою дипломатическую стратегию широкого спектра по всей Африке, используя политические контакты, а также сотрудничество в экономике, безопасности и дипломатии для создания альянсов.
— У Москвы ограничены ресурсы, которые она может выделить на реализацию своей стратегии в Африке, но она будет эксплуатировать обеспокоенность африканских лидеров по поводу сотрудничества с Западом и с Китаем.
— Россия будет активнее конкурировать с другими великими державами в Африке, вступая в прямую конфронтацию и в сложное внутриполитическое соперничество в тех странах, которые эти державы поддерживают.
Примечание редактора: Данная оценка является составной частью анализа на третий квартал 2019 года, изложенного в прогнозе «Стратфор». Оценка имеет целью осветить конкретные обстоятельства и предложить углубленный анализ ключевых событий предстоящего квартала.
С тех пор как в Центральноафриканской Республике в 2018 году стали появляться бойцы частных военных компаний, стратегические амбиции России усиливаются с каждой встречей между ее руководством и представителями африканского континента. Долгое время после окончания холодной войны Африка играла довольно незначительную роль в российской внешней политике. Но когда Россия пять лет тому назад начала выкраивать себе новую международную роль, этот континент снова обрел существенное значение во внешней политике Москвы, так как он очень ценен для России, вступившей в глобальное соперничество великих держав. И хотя для укрепления связей с африканскими странами у нее меньше ресурсов, чем у соперников, она действует более гибко и выдвигает меньше сопутствующих условий.
В процессе своего возрождения Россия продолжает закрепляться на позициях глобальной силы. У нее нет тех возможностей и ресурсов, какими обладают другие великие державы, но Москва вмешивается во внутренние события по всему миру, и особенно в Африке, где у нее появилась последовательная стратегия, выходящая далеко за рамки двусторонних отношений и имеющая целью развивать связи на всем континенте в целом.
От холодной войны к возрождению России
Когда российский президент Владимир Путин в начале 21 века стал укреплять свою власть, российское государство постаралось вернуть себе заметную роль геополитической силы. После возвращения Путина на пост президента в 2012 году и российской аннексии Крыма отход России от Запада усилился, а внешняя политика Москвы стала еще более напористой. Вначале она давала о себе знать только в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, но теперь перемещается и на африканский континент.
Россия не случайно формирует свою африканскую политику по советскому образцу. Меняющаяся глобальная динамика вносит определенные коррективы в африканскую стратегию Москвы, которая уже не зациклена на передовом развертывании стратегических бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие, и на распространении марксистской идеологии. Но Россия до сих пор использует идеологические установки панафриканизма и африканского национализма, чтобы формировать глубокие связи между африканскими пост-колониальными активистами и интернационалистской повесткой Москвы.
Сегодня вместо того, чтобы работать с революционными движениями, Россия видит большой потенциал в идеологическом сближении с африканскими лидерами, особенно когда речь идет о противодействии демократии, правозащитным инициативам и вмешательству Запада. Многие африканские правители, как и Россия, ощущают западное давление в таких вопросах как передача власти, демократические ценности, права человека и экономическая либерализация. Россия способна нагнетать националистические настроения африканских правителей, подталкивая государства Африки к независимому курсу — по крайней мере, независимому от Запада.
Мотивы Москвы
Эти цели вполне совпадают с российскими прагматическими интересами. Во-первых, реализуя более напористую внешнеполитическую стратегию, Россия не желает падения авторитарных режимов. Такую приверженность сохранению глобальной стабильности кремлевские официальные лица объясняют хаотическими последствиями арабской весны и интервенцией НАТО в Ливии. Политика стабилизации ведет к тому, что Россия с готовностью поддерживает таких лидеров как сирийский президент Башар аль-Асад и венесуэльский президент Николас Мадуро. Те же самые доводы Россия использует в Африке, где она активно поддерживает власть президента ЦАР Фостена-Арканжа Туадеры, а до недавнего времени поддерживала бывшего президента Судана Омара Аль-Башира.
Но хотя стабильность в Африке выгодна России, так как она предотвращает распространение повстанческих движений, войн и мятежей, а также устраняет экономические препятствия, это для нее не главный приз. В нынешнем противостоянии с Западом России больше всего нужна альтернатива, второстепенные, дополнительные отношения со всем остальным миром. В Африке такое сотрудничество обретает многообразные формы, но обычно оно связано с экономическими возможностями, такими как выход на рынок, сделки о добыче полезных ископаемых, поставки оружия, дипломатические союзы в ООН и прочих международных организациях. В отличие от России, которая, будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, имеет право вето, африканские государства не занимают ключевые посты в этой организации. Но вместе 54 государства Африки составляют почти треть голосов при голосовании на Генеральной Ассамблее.
Реализация стратегии
Способы, которыми Россия пытается расширять свое влияние в Африке, довольно амбициозны по масштабам, особенно в силу того, что это в основном военные связи (или частные военные связи) с африканскими государствами, которые очень важны в продолжающемся соперничестве великих держав. Россия направила в ЦАР частных военных подрядчиков, которые поставляют оружие, обучают правительственные войска и обеспечивают персональную охрану президента. Аналогичную работу она проводит в Ливии, налаживая связи с разными участниками тамошнего конфликта, а также в Судане, где российские советники поддерживали аль-Башира, а сейчас наверняка участвуют в сложном процессе передачи власти. В мае Россия объявила о своем намерении направить технических специалистов в Республику Конго, где те будут обучать местных военных пользоваться российской боевой техникой.
Другие составные части африканской стратегии России носят более утонченный характер. Россия проводит по всему континенту информационные операции, оказывает помощь в развитии, налаживает экономические отношения, продает оружие и так далее.
Все эти действия координируются в целях формирования прочных и надежных связей с африканскими лидерами и сохранения их у власти. Согласно утечке информации, организованной недавно некоммерческим проектом Михаила Ходорковского «Досье», и газете «Гардиан», всей этой обширной деятельностью управляет известный политик Евгений Пригожин, который основное внимание уделяет неофициальной работе России за рубежом.
Действуя через Пригожина и связанные с ним частные компании, Россия получает возможность предоставлять гарантии безопасности от частной военной компании Вагнера, влиять на местные средства массовой информации и неправительственные организации, а также напрямую давать советы и рекомендации африканским руководителям. Неофициальная структура обеспечивает намного больше гибкости и маневренности по сравнению с официальной деятельностью государства.
Однако Россия также налаживает прямые экономические и военные контакты с Африкой, и такие открытые связи не следует сбрасывать со счетов, потому что они имеют большое символическое и практическое значение. Важным шагом в этом направлении станет крупный саммит Россия-Африка, который должен состояться в октябре в Сочи. В нем примут участие лидеры почти всех африканских стран. Этот саммит — не просто символический жест в сторону Африки. Он даст вполне реальную возможность России и африканским руководителям наладить устойчивое и взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Что касается экономики, то Россия предположительно готовит крупные инфраструктурные планы, такие как строительство железных и автомобильных дорог, которые должны соединить побережье Красного моря с Западной Африкой. Эти планы Африка вынашивает уже долгое время, но их реализации мешают существенные финансовые препятствия.
Там, где амбиции совпадают с реальностью
Россия добилась некоторых успехов в Африке, однако чтобы реализовать свои амбиции в полной мере, ей придется вложить немалые средства. Но у нее нет тех огромных финансовых ресурсов, которыми обладают другие мировые державы, и она не может просто так за деньги закрепиться в африканских странах или профинансировать инфраструктурные проекты. А поскольку действовать ей приходится там, где и другие державы активно защищают свое влияние и наращивают его, на ее пути возникают значительные препятствия.
Например, такая страна, как Китай, обладает намного более глубокими карманами и может предлагать африканским лидерам экономические стимулы — хотя внутренние экономические трудности несколько сократили щедрые китайские траты на инфраструктурные проекты в Африке. Между тем, западные страны типа США или Франции могут предложить устойчивые связи со своими экономическими рынками, а также самое современное содействие в сфере обороны и безопасности.
Но эти отношения сопровождаются определенными условиями, а многие африканские руководители с опаской смотрят на требования Запада о политической либерализации, поскольку это угрожает их положению. Опасаются они и китайских методов работы в сфере экономики, потому что Пекин может очень быстро посадить слабые экономики в долговую яму. Так что, хотя Россия и ограничена в ресурсах, которые она может выделить, опасения по поводу условий Запада и Китая дают ей великолепные возможности для состязания за влияние в Африке.