Многие миллионы православных христиан отмечают 16 июня День Святой Троицы. Эти празднования сконцентрированы на том моменте, когда, в соответствии с церковной традицией, Святой Дух наделил апостолов Иисуса Христа мистической силой, позволявшей преодолевать языковые барьеры. Как гласит предание, каждый из членов многоязычной толпы, собравшейся в Иерусалиме, получил возможность услышать апостолов, говоривших на его или ее родном языке.
К сожалению, эта способность коммуницировать друг с другом поверх барьеров, будь то геополитические или просто личные, в настоящее время ускользает от христиан Востока или, по крайней мере, от их иерархов. Глобальный раскол, произошедший в Православном Христианстве шесть месяцев назад по поводу церковной юрисдикции на Украине, не демонстрирует пока никаких признаков выздоровления. Ужасное состояние дипломатических отношений между региональными державами, разумеется, тоже не помогает. Московский патриархат неожиданно прервал отношения с находящимся в Стамбуле экуменическим патриархом Варфоломеем I, а произошло это после того, как он признал существование независимой Украинской церкви. Возникший раскол поставил 12 самоуправляющихся Православных церквей в сложное положение, и теперь они вынуждены выбирать между двумя патриархами, а между тем напряженность стала распространяться по всему Православному миру.
Пока ни одна церковь не пошла за вселенским патриархатом и не признала Украинскую церковь, но никто не последовал и за Москвой и не прервал полностью отношений с патриархом Варфоломеем.
Московский патриархат, поддерживающий тесные отношения с президентом Владимиром Путиным и временами защищающий его от народных протестов, регулярно выступает с гневными речами в адрес стамбульского патриарха, называя его марионеткой американской дипломатии. Госдепартамент США поддержал право украинцев организовать свою собственную независимую церковь, что еще больше разгневало Москву.
На самом деле в своих нападках Москва не учитывает позицию расположенной в Стамбуле епархии, которая вынуждена сохранять деликатный баланс между различными дольними силами для того, чтобы этот крохотный христианский анклав мог выжить в мусульманской стране.
Явно пытаясь создать противовес влиянию Москвы в православном мире, патриарх Варфоломей в последние несколько недель заметным образом наладил отношения с архиепископом Афинским Иеронимом за счет урегулирования их темного по своей природе спора по поводу церковной юрисдикции в некоторых частях Греции. Это позволило архиепископу Иерониму присоединиться к предстоятелю новой Украинской церкви Епифанию и ко многим другим поддерживающим Варфоломея иерархам на торжественных мероприятиях в Стамбуле по поводу тезоименитства вселенского Патриарха, отмечавшегося 11 июня. Если судить по реакции социальных сетей, то это казавшееся невинным событие вызвало гневную реакцию в московском лагере, однако оно доставило большое удовольствие его противникам.
Вместе с тем церковные споры порой приобретают на Украине довольно странный характер. Возникла полемика по поводу 90-летнего Филарета (Денисенко), ветерана и активного игрока в сфере высокой политики в постсоветский период. В какой-то момент ему немного не хватило для того, чтобы стать Московским Патриархом, а в 1992 году он возглавил церковный раскол на Украине, после чего соответствующим образом был отлучен от церкви и лишен сана с помощью бывших своих коллег в Москве, некоторым из которых он помог стать епископами.
Затем этот 90-летний человек стал называть себя Киевским Патриархом, однако этот его титул мало кто признает за пределами Украины. В последние несколько месяцев он не раз высказывал горькое разочарование по поводу недавно созданной Православной церкви Украины, а также открыто поставил под сомнение полномочия 40-летненго Епифания, который прежде был его близким помощником.
Что касается всех этих украинских разборок, то иерархи в Стамбуле понимают, что они вступили на путь, требующий к себе особого внимания. Они признали Филарета действующим церковнослужителем в ранге ушедшего в отставку епископа, и этого было достаточно для того, чтобы вызвать гнев Москвы, однако они однозначно отвергли его претензии на то, чтобы получить титул патриарха.
Кроме того, близкие к позиции церкви московские средства массовой информации отреагировали на все эти события каким-то сюрреалистическим образом. Они с презрением относятся к попыткам «г-на Денисенко» получить какой-либо церковный сан, однако с радостным удовлетворением сообщают об активной кампании этого пожилого человека, целью которой является подрыв позиций его молодого преемника. Для тех людей, которые привыкли к относительно вертикальной структуре глобальной Католической церкви, все это может показаться непристойным хаосом. Однако история, возможно, на этом еще не заканчивается.
Праздник Святой Троицы, как и другие значимые даты православного календаря, отмечается церемониями невероятной сложности, где присутствуют элементы древности и красоты. Овладение такими тонкими обычаями и участие в них может создать мистические — но одновременно не лишенные способности расщепляться — связи между участниками праздничных церемоний. Ссоры между ними могут возникнуть внезапно, но столь же внезапно может быть достигнуто примирение.
«Эразм» — название рубрики, где публикуются статьи о взаимодействии религии и политики в духе голландского гуманиста и ученого эпохи Возрождения