Я имею в виду не только захват Ираном британского танкера Stena Impero в ответ на захват Великобританией его собственных танкеров. За последние несколько месяцев произошло немало других инцидентов, не имевших никакого отношения к контрабанде или конфликтам в области рыболовства, которые чаще всего становятся причинами для остановки и захвата судов, идущих под флагами иностранных государств. Эти инциденты с захватом кораблей носили геополитический характер.
В ноябре 2018 года Россия захватила три небольших украинских военных судна, которые фактически пытались прорвать блокаду Керченского пролива — барьер, призванный защитить дорогостоящий мост, который Москва выстроила, чтобы обеспечить связь с аннексированным Крымом. Россия продолжает удерживать корабли «Бердянск», «Никополь» и «Йени Капу» и их экипажи, несмотря на решение Международного трибунала по морскому праву, который распорядился их освободить. Москва оспаривает юрисдикцию трибунала и продолжает настаивать на том, что эти суда незаконно пересекли границу.
В четверг, 25 июля, Украина ответила России, захватив российский нефтяной танкер «Ника Спирит». Согласно данным украинской разведки, именно это судно было использовано для того, чтобы блокировать проход тех трех военных кораблей под Крымским мостом.
Был еще захват северокорейского грузового судна Wise Honest американскими властями — это произошло в мае и стало первым случаем захвата судна в связи с предполагаемыми нарушениями международных санкций, введенных против северокорейского диктаторского режима.
Режим Ким Чен Ына не ответил на этот шаг американских властей, потому что сейчас он хочет получить назад свое судно Wise Honest, а не обострять ссору. Это грузовое судно является вторым по величине северокорейским судном, и его потеря станет серьезным ударом для неустойчивой экономики этой страны.
Между тем в США ходят разговоры об обмене Wise Honest на корабль ВМС США Pueblo — шпионский корабль, который Северная Корея захватила в 1968 году. Экипаж того корабля вернулся на родину, проведя в плену 11 месяцев, и теперь некоторые представители политической элиты настаивают на обмене одного корабля на другой. На прошлой неделе федеральный суд США одобрил продажу Wise Honest с целью получения средств для выплаты компенсации семье американского студента Отто Уормбира (Otto Warmbier), который умер, проведя в северокорейской тюрьме почти 18 месяцев.
Все эти захваты кораблей имеют нечто общее: в каждом из этих случаев речь идет о дипломатических или военных преимуществах, которые дают одной из сторон возможность действовать безнаказанно.
Очевидно, Иран не мог сделать ничего, чтобы помешать Соединенному Королевству захватить его судно Grace 1 недалеко от Гибралтара. Между тем у Великобритании попросту не было собственных кораблей в Персидском заливе, чтобы она могла помешать Ирану попытаться захватить один из ее кораблей. В этом регионе у британского истощенного военного флота есть только один линкор, который не может присутствовать одновременно везде. Теоретически у США есть ресурсы для того, чтобы помешать Ирану преследовать британские корабли, однако Америка решила не вмешиваться.
У Украины нет достаточного количества средств для того, чтобы помешать России претендовать на Керченский пролив, — точно так же, как ей не хватает военных средств, чтобы вернуть себе Крым. Хотя западные страны решительно требовали, чтобы Россия освободила украинские корабли и моряков, они не могут сделать ничего, чтобы заставить Москву подчиниться, не спровоцировав нежелательного обострения и не навредив таким образом Украине.
Однако Россия тоже не может развязать полномасштабную войну с Украиной из-за танкера, построенного в 1989 году. Такая игра не будет стоить свеч. Кроме того, чтобы максимально обезопасить себя, Украина отпустила экипаж корабля, нарочито вежливо допросив его членов. Россия только пригрозила некими «последствиями» в том случае, если ее моряков будут удерживать в заложниках.
В случае с кораблями США и Северной Кореи, если Wise Honest будет продан, чтобы выплатить компенсацию семье Отто Уормбира, режим Кима вполне может нанести ответный удар. Если такое случится, то у США останется не так много вариантов действий, учитывая, что теперь Северная Корея является ядерной державой.
Международные правила, такие как многосторонние санкции или Морское право, — ничто в отсутствие эффективной системы правоприменения. Между тем эти инциденты с захватом кораблей обнаруживают неустойчивый баланс, который делает процесс правоприменения в лучшем случае весьма сложной задачей. Недобросовестные режимы, такие как Иран, Северная Корея и режим Путина в России, или оппортунистические режимы, такие как Украина и, да, США Трампа, могут захватывать собственность и граждан других стран, чтобы затем заключать сделки и укреплять свои слабые дипломатические позиции.
Обмены кораблями и заложниками слишком неприятны и слишком часто сопряжены с разного рода последствиями, что рассматривать их как вариант, о чем написал мой коллега из Bloomberg Бобби Гош (Bobby Ghosh), комментируя ситуацию с кораблями Ирана и Соединенного Королевства. Однако я считаю, что такие обмены могут оказаться необходимыми в тех случаях, когда речь идет о захваченных в плен экипажах. К примеру, Украина поступит совершенно разумно, если она найдет заключенных граждан России, которых можно обменять на украинских моряков. Настойчивое требование президента Украины Владимира Зеленского освободить моряков без каких-либо условий может только продлить их страдания.
В случае с судами Ирана и Соединенного Королевства члены их экипажей не являются гражданами этих двух стран, поэтому они не должны становиться предметом каких-либо торгов. Обе стороны должны просто отпустить моряков. В случае со спором США и Северной Кореи членов экипажа Wise Honest вообще не стали задерживать.
Если говорить о самих судах, то как минимум в двух случаях — США и Северная Корея, а также Украина и Россия — обмен задержанными кораблями может принести пользу всем сторонам, одновременно устранив возможности для дальнейших захватов по принципу «око за око». Однако в более широком глобальном контексте такие обмены послужат неверным сигналом о том, что теперь в мире царит неразбериха и что теперь гораздо удобнее решать конфликты посредством сделок, а не опираясь на общепризнанные нормы.
В любом случае судоходной промышленности стоит обратить внимание на то, что в отсутствие адекватной защиты корабли могут быстро превратиться в геополитические разменные монеты, если они окажутся в тех водах, где противники готовы применить силу с относительной безнаказанностью.