Человек с семьей отправляется в торговый центр, вступает в ссору из-за автостоянки и становится жертвой убийства. Бессмысленная жестокость гибели Офира Хасдаи обязывает нас объяснить причины роста насилия в израильском обществе.
Кто-то скажет, что все дело в конфликте с палестинцами и проблемами в сфере безопасности. Кто-то объяснит это гетерогенностью израильского общества и вызванной этим социальной напряженностью. Кто-то обвинит во всем определенные израильские культурные установки (нельзя быть «фраером», нельзя, чтобы тебя держали за простодушного глупца). Как бы то ни было, приходится признать: в последние годы наше общество стало склонным к перманентному насилию, превозносящим силу и лишенным терпимости к ближнему. Все это делает жизнь в стране опасной даже тогда, когда вы выходите из дома, чтобы провести досуг.
Плохая новость заключается в том, что со временем все это будет лишь усугубляться. Потому что есть еще одна, очень важная, причина растущего насилия в обществе: скученность, теснота, плотность населения. Пробки на дорогах, очереди в больницах, количество детей в школьных классах, отчаянный и дорогостоящий поиск автостоянки. Казалось бы, все это нам хорошо знакомо. Однако эти проблемы взимают и будут взимать с нас все более высокую цену.
Безусловно, есть и положительные аспекты высокого прироста населения. Но суть проблемы заключается в том, что Израиль обязан преодолеть колоссальное несоответствие темпам роста населения — в транспортной, медицинской и жилищной сферах. То, что цены на квартиры за последние десять лет выросли вдвое, представляется владельцами недвижимости их собственным экономическим достижением. Однако этот рост — результат провального государственного планирования в земельной и строительной областях. Высокая эффективность израильской системы здравоохранения признается во всем мире, однако общественная медицина в последние годы с трудом выживает в рамках государственных бюджетов. Перегружены приемные покои больниц. В Израиле на 1000 человек приходится 2,3 больничных коек. Средний показатель в западных странах — 3,6.
Бюджет системы образования за прошедшие десять лет был удвоен, и это свидетельствует о понимании правительством важности этой сферы. Однако учебные показатели не улучшились, поскольку большая часть бюджетных средств уходит на зарплаты учителей, а не создание новой инфраструктуры, строительство школ и сокращение числа учащихся в классах.
Огромные вложения в транспортную сферу сконцентрировались в последние 20 лет на возведении новых шоссе и развязок. При этом произошло колоссальное отставание в развитии общественного транспорта в городах, особенно — в Большом Тель-Авиве и в центре страны. За последние 40 лет население Израиля увеличилось в 2,5 раза, однако объем транспортных перевозок за это период вырос лишь на 50%. Загруженность израильских шоссе в 2-4 раза превышает средний показатель по Европе. Очереди, перегруженность, пробки — все это сказывается на ментальном состоянии израильтян, порождает нервозность и агрессию.