В четверг Норвежский институт внешней политики проведет в Осло свою ежегодную конференцию по России. Тема — идентичность и внешняя политика. Пять лет назад такая же конференция прошла на тему России и мирового (не)порядка. Всего за несколько лет позиция России на международной арене изменилась. Сегодня мало кто задается вопросом, является ли Россия великой державой, как это было на конференции 2014 года. Что же произошло?
Страна получила больше власти на международном уровне, оказав сопротивление существующему миропорядку. После распада Советского Союза в 1991 году была широко распространена идея, что Россия должна стать более похожей на Запад. Обширные экономические, социальные и политические реформы перевернули страну с ног на голову. 1990-е годы были хаотичны, а правительству Бориса Ельцина приходилось напряженно работать. В общенациональном опросе 1998 года советский режим получил больше одобрения у народа, чем постсоветский. Когда в 1999 году к власти пришел Владимир Путин, народ поверил, что страна идет в правильном направлении.
Дмитрий Тренин, выдающийся представитель российских экспертов по вопросам внешней политики, рассуждает в российском издании «Ведомости» о том, что произошло в последние 20 лет. По его словам, у Владимира Путина было две цели: централизация и усиление государственной власти, а также возвращение стране международного статуса великой державы. И того, и другого он сумел добиться. Элиты были консолидированы и тесно связаны с режимом. Во внешней политике Россия превратилась из жертвы в военную и политическую сверхдержаву, с которой другие вынуждены считаться.
Было совершенно неясно, станет ли Россия вновь конфликтовать с Западом. В 1990-х годах она хотела сблизиться с Европой и США. Во время первого срока Путина у власти говорилось о ее желании вступить в НАТО. Президент США Джордж Буш посмотрел в глаза Путину и «почувствовал его душу». В своей речи в бундестаге Германии в 2001 году Путин позитивно высказался о России как о части Европы.
Но в это время также росло и недовольство. Согласно российской версии, Запад — особенно США — был недостаточно заинтересован во взаимоуважительных отношениях. Недовольство России усилилось и в связи с расширением НАТО и ЕС на восток. Военные интервенции в Косово в 1999 году, в Ирак в 2003 и Ливию в 2011 очень ее разочаровали. С годами российские власти стали все больше критиковать западный подход в международной политике.
Аннексия Крыма в 2014 году стала водоразделом. Как ни парадоксально, но от критики нарушения правил другими (США), Кремль сам перешел не только к их нарушению, но даже отмене. При этом, нарушив правила, Россия получила больше власти. Несмотря на санкции, государство стало чувствовать себя более уверенно на международном уровне. Слабые следуют правилам или идут за сильными — выдающиеся делают, что хотят.
В последние годы Россия стала более активным игроком на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Африке. Вмешавшись в события в Сирии в 2015 году и организовав собственные переговоры о ее будущем, страна заявила о себе как о важном игроке, играющем большую роль далеко за пределами соседних держав. В преддверии саммита Большой семерки, из которой Россию исключили в 2014 году, Трамп высказался в пользу того, чтобы снова ее принять. «Многое из того, о чем мы говорим, имеет отношение к России», — объяснил он. Французский президент Эммануэль Макрон, принимавший саммит, предостерег, что дальнейшая изоляция России станет «серьезной стратегической ошибкой» для Европы.
Нет сомнений в том, что Россия сейчас стала сверхдержавой в геополитическом смысле. Однако с экономической точки зрения она более изолирована. В первое десятилетие Путина у власти режиму помогали высокие цены на нефть и газ, обеспечившие хороший экономические рост. В сочетании с крупными реформами благодаря этому в период с 1999 по 2008 год ВВП России вырос на 94 процента. Сегодня снижение цен на нефть, санкции и уменьшение иностранных инвестиций привели к стагнации экономического роста.
В самой стране царит политическое беспокойство. В июле и августе в Москве прошло несколько крупных демонстраций. Причиной стали муниципальные выборы, которые состоятся в ближайшее воскресенье. 57 кандидатам не дали баллотироваться, так как избирательная комиссия признала собранные ими подписи недействительными. Критики считают, что режим боится реальной оппозиции. Демонстрации активно подавлялись, примерно три тысячи человек были арестованы, многие оказались под следствием.
Некоторые российские комментаторы утверждают, что власти уже не знают, как им вести политику. Кирилл Мартынов, политический редактор критически настроенной к правительству «Новой газеты», полагает, что власти нарушили общественный договор: государство не должно было мешать людям зарабатывать деньги в обмен на то, что те не претендуют на его монополию власти. Сейчас же государство перераспределяет ресурсы в свою пользу, «не предоставляя избирателям ни малейшей возможности влиять на этот процесс», — пишет Мартынов.
Недавно известный советник Кремля по внешней политике Сергей Караганов предостерег, что власти должны серьезно отнестись к растущему недовольству. Если этого не случится, может начаться буря. Сам Путин по-прежнему популярен, но популярность его падает. Во время опроса, проведенного в августе аналитическим «Левада-центром», 79% россиян заявили, что не имеют никакого влияния на политику страны.
В 2024 году, согласно конституции, Путин больше не сможет баллотироваться для переизбрания. Что будет тогда с Россией?