В четверг на встрече с украинскими журналистами белорусский лидер Александр Лукашенко обвинил Москву в том, что она, используя налоговый маневр, заставляет белорусов переплачивать за нефть. «Нас подводят к мировой цене. На это я недавно, будучи в Петербурге, сказал: „Раз так, значит, мы будем вынуждены закупать нефть на [международном] рынке‟».
Лукашенко заявил, что Белоруссия может начать покупать нефть не у России, а у Ирана, США, Саудовской Аравии или Объединенных Арабских Эмиратов. «Вам это надо? Вы потеряете рынок. Минимум 20-25 миллионов тонн. Уверен, не надо. Так давайте договариваться! Не получается», — рассказывал о своих переговорах с Россией белорусский президент, которого цитирует агентство БелТА.
Лучше всего через Гданьск
Лукашенко сообщил, что белорусы рассматривают три альтернативных маршрута поставки нефти. Наиболее привлекательным, по его словам, выглядит маршрут, ведущий в Белоруссию из польского Гданьска. «Перемычку сделаем, на два нефтеперерабатывающих завода будем поставлять, — объяснял он. — Из четырех ниток нефтепровода „Дружба‟ мы заберем сначала две и будем качать реверсом. Нефть пойдет не из России, а оттуда [из Польши] к нам». «Это не рычаги давления. Это поиск альтернативы», — подчеркнул Лукашенко, добавив, что Белоруссия может также задействовать украинский газопровод «Одесса-Броды» или порты в Литве и Латвии.
Компенсации за загрязненную нефть
Также о перспективах импорта нефти в Белоруссию при посредничестве Польши рассказывал журналистам в Минске главный инженер белорусской компании Гомельтранснефть — Дружба Андрей Вериго. По его оценке, сейчас из нашей страны без «ущерба для России» можно поставить до 12 миллионов тонн нефти в год. Он добавил, что Белоруссия все еще ожидает от россиян выплаты компенсации за ущерб, возникший в результате поставок загрязненного российского сырья.
Перед Пасхой Минск забил тревогу, сообщая, что в нефти из России повысилась концентрация хлорорганических соединений, из-за чего может пострадать дорогостоящее оборудование на нефтеперерабатывающих предприятиях. Несколькими днями позднее Польша прекратила отбор российского сырья, предназначенного для польских и немецких НПЗ. Поставки были приостановлены на 47 дней. Транзит нефти через белорусскую территорию в Чехию, Словакию и Венгрию приостанавливался на более короткий срок.
Российские сказки
Андрей Вериго сообщил, что Белоруссия намеревается повысить ставку на транзит на 21%. С сентября ее (с согласия Москвы) уже подняли на 3,7%. Это позволит Минску до конца года получить дополнительно 2 миллиона долларов, но ущерб составил 21 миллион, поэтому белорусы хотят еще раз увеличить тарифы.
Как рассказал Вериго, россияне заверили, что до конца года они нарастят объем транзита через белорусскую территорию и таким образом компенсируют ущерб, возникший в результате поставок загрязненной нефти. В таком случае, однако, в направлении Польши в месяц должно проходить более 4 миллионов тонн сырья. «Мы с вами понимаем: покупателя на эти объемы нет, можно рассказывать сколько угодно друг другу сказки, но нужно трезво смотреть на вещи. Объемы сохранятся, рынок не изменится, новых заводов в Европе не появилось. Соответственно, среднегодовые объемы транспортировки в перспективе 3-5 лет не претерпят существенных изменений», — заявил белорусский менеджер.
Москва также ничего не говорит о компенсации убытков, понесенных польским оператором нефтепровода «Дружба» компанией PERN, которая была вынуждена на полтора месяца приостановить прием российского сырья. В нефтехранилищах PERN до сих пор остается загрязненная российская нефть, от которой стараются постепенно избавиться, перемешивая ее с чистой. По изначальным оценкам компании, этот процесс должен был занять полгода, однако, на прошлой неделе ее представители сообщили, что он затянется.