Люди, едущие в метро, выглядят везде одинаково, особенно ранним утром и вечером после работы. Кажется, что окружающая обстановка не производит на них никакого впечатления. Это с полным правом может сказать Кристофер Хервиг (Christopher Herwig), который нескольких месяцев практически жил в метро в 15 бывших советских городах. Канадский фотограф показывает, что исторические станции от Баку до Еревана, даже если они в повседневной жизни малозаметны для уставших глаз, все же уникальны.
Многие из них рассказывают истории, как, например, станция «Космонавтлар» в столице Узбекистана Ташкенте. Открытая в 1984 году, она должна была как бы переносить людей из-под земли в космос, на Млечный путь из стеклянных звезд и сияющей синей керамики, а еще показывать портреты советских героев космоса, таких как Юрий Гагарин и Валентина Терешкова.
![Станция «Космонавтлар», Ташкент, Узбекистан Станция «Космонавтлар», Ташкент, Узбекистан](https://cdnn1.inosmi.ru/img/24593/80/245938053_0:0:1357:896_600x0_80_0_1_1c352c66da637eb06569aa685f8060bb.jpg)
Люди, едущие в метро, выглядят везде одинаково, особенно ранним утром и вечером после работы. Кажется, что окружающая обстановка не производит на них никакого впечатления. Это с полным правом может сказать Кристофер Хервиг (Christopher Herwig), который нескольких месяцев практически жил в метро в 15 бывших советских городах. Канадский фотограф показывает, что исторические станции от Баку до Еревана, даже если они в повседневной жизни малозаметны для уставших глаз, все же уникальны.
Многие из них рассказывают истории, как, например, станция «Космонавтлар» в столице Узбекистана Ташкенте. Открытая в 1984 году, она должна была как бы переносить людей из-под земли в космос, на Млечный путь из стеклянных звезд и сияющей синей керамики, а еще показывать портреты советских героев космоса, таких как Юрий Гагарин и Валентина Терешкова.
Другие же станции, например эта в российском Санкт-Петербурге, похожи на подземные бальные залы. Подобная пышная роскошь уже давно превратила линии московского метро в туристическую достопримечательность.
Своим проектом «Советские станции метро» (Soviet Metro Stations) фотограф наглядно доказывает, что спуститься под землю стоит и в таких городах, как Баку, Тбилиси или Ереван. В его одноименном фотоальбоме можно впервые увидеть многие станции метро бывшего Советского Союза. И хотя метро было изобретено не там, в СССР оно обрело совершенно необычный облик и невероятное развитие. Оно стало чем-то большим, чем просто средство передвижения.
![Станция метро в Санкт-Петербурге Станция метро в Санкт-Петербурге](https://cdnn1.inosmi.ru/img/24593/81/245938122_0:16:1356:901_600x0_80_0_1_a3e82702bc69624f0398d76b86b29232.jpg)
Другие же станции, например эта в российском Санкт-Петербурге, похожи на подземные бальные залы. Подобная пышная роскошь уже давно превратила линии московского метро в туристическую достопримечательность.
Своим проектом «Советские станции метро» (Soviet Metro Stations) фотограф наглядно доказывает, что спуститься под землю стоит и в таких городах, как Баку, Тбилиси или Ереван. В его одноименном фотоальбоме можно впервые увидеть многие станции метро бывшего Советского Союза. И хотя метро было изобретено не там, в СССР оно обрело совершенно необычный облик и невероятное развитие. Оно стало чем-то большим, чем просто средство передвижения.
Хервиг отправился в путь зимой 2018 года. Его путешествие началось в заснеженном Новосибирске, а закончилось в августе 2018 года в столице Белоруссии Минске.
![Станция «Киевская» в украинском городе Харькове Станция «Киевская» в украинском городе Харькове](https://cdnn1.inosmi.ru/img/24593/81/245938193_0:0:1356:903_600x0_80_0_1_8c801b7eab87a70e0346b1ba8a27bab1.jpg)
Хервиг отправился в путь зимой 2018 года. Его путешествие началось в заснеженном Новосибирске, а закончилось в августе 2018 года в столице Белоруссии Минске.
Предыдущий проект Хервига «Советские автобусные остановки» демонстрирует всю причудливость старых автобусных остановок в странах бывшего Советского Союза. Некоторые даже напоминали летающие тарелки, упавшие в степи.
На этот раз читатели не видят контраста с окружающей средой. Им приходится самим додумывать контрасты с городом, в котором находится станция, подчас курьезные.
Например, футуристические станции метро в российском Нижнем Новгороде понравились Хервигу тем, что «отвлекали от довольно ординарных окраин, находящихся над ними».
Как правило, Хервиг снимает станции без пассажиров. Хотя когда в тридцатых годах ХХ века начиналась реализация этих гигантских строительных проектов, думали прежде всего о людях.
![Станция метро в Нижнем Новгороде Станция метро в Нижнем Новгороде](https://cdnn1.inosmi.ru/img/24593/83/245938315_0:22:1360:902_600x0_80_0_1_7a40b1f76950b24dd787d2882b416e6b.jpg)
Предыдущий проект Хервига «Советские автобусные остановки» демонстрирует всю причудливость старых автобусных остановок в странах бывшего Советского Союза. Некоторые даже напоминали летающие тарелки, упавшие в степи.
На этот раз читатели не видят контраста с окружающей средой. Им приходится самим додумывать контрасты с городом, в котором находится станция, подчас курьезные.
Например, футуристические станции метро в российском Нижнем Новгороде понравились Хервигу тем, что «отвлекали от довольно ординарных окраин, находящихся над ними».
Как правило, Хервиг снимает станции без пассажиров. Хотя когда в тридцатых годах ХХ века начиналась реализация этих гигантских строительных проектов, думали прежде всего о людях.
Не исключено, что и сегодня многим пассажирам московской станции «Аэропорт» кажется, что за ними наблюдают: потолочный светильник похож на огромный глаз.
Станция была открыта в 1938 году, когда Сталин, не жалея сил и средств, форсировал строительство метро. Линии и станции были одновременно и витринами технического прогресса, и пропагандистскими объектами, и утопиями. Об этом пишет британец Оуэн Хэзерли в эссе, предваряющем фотоальбом Хервига.
По его словам, работы велись с крайней жестокостью и беспощадностью по отношению к рабочим-строителям, а после 1938 года жизнь и здоровье под землей губили в основном заключенные.
![Станция метро «Аэропорт» в Москве Станция метро «Аэропорт» в Москве](https://cdnn1.inosmi.ru/img/24593/84/245938429_0:0:1359:890_600x0_80_0_1_954074bc785d10f001e54aeac17ec27f.jpg)
Не исключено, что и сегодня многим пассажирам московской станции «Аэропорт» кажется, что за ними наблюдают: потолочный светильник похож на огромный глаз.
Станция была открыта в 1938 году, когда Сталин, не жалея сил и средств, форсировал строительство метро. Линии и станции были одновременно и витринами технического прогресса, и пропагандистскими объектами, и утопиями. Об этом пишет британец Оуэн Хэзерли в эссе, предваряющем фотоальбом Хервига.
По его словам, работы велись с крайней жестокостью и беспощадностью по отношению к рабочим-строителям, а после 1938 года жизнь и здоровье под землей губили в основном заключенные.
Какими бы современными и элегантными ни казались многие станции, но архитекторов и художников заставляли также продвигать коммунистическую идеологию в графических изображениях, скульптурах и рельефах.
В исключительных случаях, например, в Москве и Санкт-Петербурге, целые линии становились «пропагандистскими блокбастерами, которые буквально сочились героическим пафосом, глупостью и безвкусицей», пишет Хэзерли в «Советских станциях метро».
И как раз это заставило некоторых людей в 90-е годы ненавидеть исторические станции метро.
В столице Украины Киеве, например, станция «Выдубичи» с некоторых пор превратилась в поле битвы с визуальными свидетельствами коммунизма и российского господства. Некоторые исторические артефакты уничтожаются.
В конечном итоге трудно сказать, пишет Хэзерли, «что приносит больший вред – удаление произведений искусства со станций или оклеивание их рекламными плакатами».
![Станция метро «Выдубичи» в Киеве Станция метро «Выдубичи» в Киеве](https://cdnn1.inosmi.ru/img/24593/85/245938541_0:0:1359:895_600x0_80_0_1_4e9f70bdfe0af760980bb69d95a412d6.jpg)
Какими бы современными и элегантными ни казались многие станции, но архитекторов и художников заставляли также продвигать коммунистическую идеологию в графических изображениях, скульптурах и рельефах.
В исключительных случаях, например, в Москве и Санкт-Петербурге, целые линии становились «пропагандистскими блокбастерами, которые буквально сочились героическим пафосом, глупостью и безвкусицей», пишет Хэзерли в «Советских станциях метро».
И как раз это заставило некоторых людей в 90-е годы ненавидеть исторические станции метро.
В столице Украины Киеве, например, станция «Выдубичи» с некоторых пор превратилась в поле битвы с визуальными свидетельствами коммунизма и российского господства. Некоторые исторические артефакты уничтожаются.
В конечном итоге трудно сказать, пишет Хэзерли, «что приносит больший вред – удаление произведений искусства со станций или оклеивание их рекламными плакатами».
Фотограф Хервиг говорит, что хорошо понимает желание людей в бывших советских республиках избавится от символов советского господства. Но он хотел бы в своих работах сохранить следы той эпохи без оголтелой пропаганды.
Он надеется, что произведения «креативных индивидуумов того времени» будут сохранены и найдут свое место в истории. Ведь создавались они не лично Сталиным или его последователями, а «людьми, которые хотели сделать нечто красивое вопреки всему».
![Станция метро «Гагаринская» в Самаре Станция метро «Гагаринская» в Самаре](https://cdnn1.inosmi.ru/img/24593/86/245938609_0:0:1357:887_600x0_80_0_1_6cdadd3bc4d691212e1f743f9b0ca316.jpg)
Фотограф Хервиг говорит, что хорошо понимает желание людей в бывших советских республиках избавится от символов советского господства. Но он хотел бы в своих работах сохранить следы той эпохи без оголтелой пропаганды.
Он надеется, что произведения «креативных индивидуумов того времени» будут сохранены и найдут свое место в истории. Ведь создавались они не лично Сталиным или его последователями, а «людьми, которые хотели сделать нечто красивое вопреки всему».
Путешествие напоминало охоту за сокровищами или игру в «казаки-разбойники», пишет Хервиг. И иногда ему удавалось сделать удивительные находки: в столице Армении Ереване, например, через это скошенное строение на станцию «Еритасардакан», открытую в 1981 году, проникает свет.
![Метро в Ереване Метро в Ереване](https://cdnn1.inosmi.ru/img/24593/90/245939060_0:0:1360:882_600x0_80_0_1_399044445779fd582e72f49500185d34.jpg)
Путешествие напоминало охоту за сокровищами или игру в «казаки-разбойники», пишет Хервиг. И иногда ему удавалось сделать удивительные находки: в столице Армении Ереване, например, через это скошенное строение на станцию «Еритасардакан», открытую в 1981 году, проникает свет.
Отвечая на вопрос, как дизайн станций метро сегодня влияет на пассажиров, Хервиг цитирует теорию «разбитых окон». Согласно ей, вандализм и преступность возникают там, где появляются первые признаки запустения.
Так ли это на самом деле, он не знает. Но интересна противоположная мысль: могут ли роскошные станции метро – хотя бы косвенно – позитивно влиять на поведение людей?
![Станция метро «Улдуз» в Баку Станция метро «Улдуз» в Баку](https://cdnn1.inosmi.ru/img/24593/92/245939295_0:20:1346:901_600x0_80_0_1_ffd32b0d553ed3ca60e4fdb25fb25529.jpg)
Отвечая на вопрос, как дизайн станций метро сегодня влияет на пассажиров, Хервиг цитирует теорию «разбитых окон». Согласно ей, вандализм и преступность возникают там, где появляются первые признаки запустения.
Так ли это на самом деле, он не знает. Но интересна противоположная мысль: могут ли роскошные станции метро – хотя бы косвенно – позитивно влиять на поведение людей?
Поэтому старые станции метро можно рассматривать и как источник вдохновения.
«Со временем многие констатировали, что мечта об огромном сияющем кадиллаке на восьмиполосной автостраде утратила привлекательность, особенно когда из-за пробок все движение стоит», – пишет Хервиг.
![Наземный вестибюль станции «Красные ворота» Наземный вестибюль станции «Красные ворота»](https://cdnn1.inosmi.ru/img/24593/93/245939358_0:0:1357:816_600x0_80_0_1_a98d3cae29ea5a801677cbf6e9c35cb1.jpg)
Поэтому старые станции метро можно рассматривать и как источник вдохновения.
«Со временем многие констатировали, что мечта об огромном сияющем кадиллаке на восьмиполосной автостраде утратила привлекательность, особенно когда из-за пробок все движение стоит», – пишет Хервиг.
Ирония истории состоит в том, что сегодня именно западные города пытаются повернуть развитие вспять и вместо дорог и автомобилей вновь поставить общественный транспорт во главу угла, пишет Хэзерли.
Вот почему взгляд на такой престижный советский объект, как метро, не только пробуждает ностальгические эмоции, но и заставляет задуматься о насущных проблемах будущего.
![Станция метро в Днепропетровске Станция метро в Днепропетровске](https://cdnn1.inosmi.ru/img/24593/94/245939412_0:0:1360:884_600x0_80_0_1_3044ee536535a0104d1ba94dba1842ac.jpg)
Ирония истории состоит в том, что сегодня именно западные города пытаются повернуть развитие вспять и вместо дорог и автомобилей вновь поставить общественный транспорт во главу угла, пишет Хэзерли.
Вот почему взгляд на такой престижный советский объект, как метро, не только пробуждает ностальгические эмоции, но и заставляет задуматься о насущных проблемах будущего.
![Книга Станции советского метро Книга Станции советского метро](https://cdnn1.inosmi.ru/img/24593/95/245939543_0:0:864:891_600x0_80_0_1_7f6c6b01968790086816523b7d2da74b.jpg)