ЕС больше не предлагает балканским странам надежной перспективы вступления в альянс. Неужели они попадут в руки Москвы, Анкары и Пекина? Эти государства в последние годы увеличили свое влияние в регионе.
Всего через неделю после того, как ЕС вновь холодно обошелся с Северной Македонией и Албанией, премьер-министр другого балканского государства отправилась в Москву, чтобы подписать соглашение о свободной торговле с Евразийским экономическим союзом, в состав которого входит Россия. Визит главы правительства Сербии Аны Брнабич в Москву скорее всего не был связан с результатами саммита ЕС. Тем не менее срок поездки, назначенный вскоре после того, как французы наложили вето на решение начать переговоры со Скопье и Тираной об их вступлении в ЕС, наталкивает на мысль об именно таком ходе событий, о котором в последние дни предупреждали в многочисленных статьях и заявлениях.
Отсутствие реальной перспективы вступления в альянс, как утверждается, ведет к разрыву с Западом и помогает таким игрокам, как Россия, Китай и Турция, нарастить влияние на Балканах. К тому же президент Сербии Александр Вучич на этой неделе в интервью изданию Financial Times заявил, что результаты саммита ЕС показали необходимость поддерживать тесные контакты с Пекином и Москвой.
Потеря доверия к Западу
Нет сомнений, что ЕС и Запад во многом утратили доверие и влияние в балканских государствах. Отношения между Брюсселем и странами региона после окончания югославских войн основывались на обещании, что экономические и правовые реформы будут вознаграждены интеграционным прогрессом. Учитывая, что Евросоюз, по всей видимости, изможден процессом расширения, эта модель еще до недавнего саммита работала лишь формально. Долгое время находящийся у власти президент Черногории Джуканович или президент Сербии Вучич уже давно не предпринимают никаких попыток устойчивой демократизации своих стран.
С отказом Северной Македонии они не сохранят даже видимости этого процесса. Правительство в Скопье, несмотря на мощное сопротивление, разрешило спор с Грецией, чтобы устранить препятствия на пути к переговорам о вступлении. Но это того не стоило. Теперь, на фоне серьезного политического давления внутри страны, правительство оказалось под угрозой. Поэтому для балканских претендентов на вступление в ЕС недавний саммит в Брюсселе, безусловно, важное событие.
Популярные самодержцы
Россия, Китай и Турция, напротив, в последние годы расширили присутствие в регионе. Сложившейся ситуации благоприятствуют несколько факторов. Путин, Эрдоган и Си — желанные гости у самодержавных правителей региона, ведь от них не приходится выслушивать высокопарные речи о демократии и верховенстве закона. Даже у населения сильные правители пользуются высоким авторитетом. Это очевидно каждый раз, когда Путин приезжает в Сербию с официальным визитом.
Россия популярна прежде всего в славяно-православных регионах и позиционирует себя там как ценностно-консервативную контрмодель по сравнению с декадентским Западом. Турция особенно привязана к мусульманам, но в значительной мере проявляет «мягкую силу» во всем регионе. Turkish Airlines работает в регионе активнее, чем любая другая авиакомпания, а турецкие телевизионные фильмы, к примеру, об Османской империи, чрезвычайно популярны, несмотря на историческую враждебность. Кроме того, Турция с Сербией имеют тесные экономические отношения. Всего две недели назад Эрдоган с большой делегацией побывал в Белграде.
Китай, в свою очередь, присутствует в регионе прежде всего в роли инвестора. За исключением Косова, не признанного Пекином, все страны региона затрагивает китайская инициатива по сотрудничеству с государствами Центральной и Восточной Европы (17+1). Все Балканы полагаются на средства внешних инвесторов для модернизации своей ветхой инфраструктуры. За неимением доступа к структурным фондам Евросоюза здесь очень приветствуются инвестиции из Китая или Турции.
Реальные угрозы
Растущее влияние этих государств сопряжено с реальными рисками для Балкан. Москва борется с наращиванием западного влияния, особенно со стороны НАТО. При этом Россия мастерски использует в своих интересах изломы истории и латентную нестабильность в регионе. Растущее разочарование в Евросоюзе расширяет возможности для России. На этой неделе Москва впервые доставила боевую систему C-400 в Сербию для совместных учений. Учитывая споры вокруг приобретения Турцией этой ракетной системы, это знаковый шаг.
Анкара в определенной степени экспортирует свое понимание термина «правовое государство» и все чаще обращается за помощью в преследовании противников правительства. Это выражается, в частности, в давлении на школы сети Гюлена, которая в Турции считается закулисным руководителем попытки переворота в 2016 году. Из Косова были похищены турецкие учителя, из Боснии перед недавним визитом Эрдогана выслали нескольких турок.
Крупные проекты, финансируемые китайцами, часто бывают связаны с коррупцией и потенциально могут подорвать правовые стандарты. Черногории, имеющей огромную задолженность перед Китаем из-за дорогостоящего проекта строительства автомобильных дорог, грозит участь новой жертвы долговой дипломатии Пекина.
Переоцененное значение
То, что Москва или Анкара станут новыми центрами притяжения для балканских государств, все же маловероятно по двум причинам. Эффективный уровень сотрудничества с этими государствами, как правило, переоценивается. Российская доля во внешней торговле региона составляет 6%, а доля ЕС — 73,5%. Cоглашение о свободной торговле Сербии с Евразийским союзом тоже мало что изменит. В вопросах безопасности также делают ставку на Запад. Албания и Черногория — члены НАТО, Северная Македония вскоре присоединится к ним, Косово тоже к этому стремится. Босния и Сербия участвуют в программе НАТО «Партнерство во имя мира».
Пусть население региона и увлеченно смотрит турецкие мыльные оперы и питает симпатии к могучему правителю в Кремле, но в конечном счете западный образ жизни остается образцом для подражания. Чрезвычайно сильный отток населения по-прежнему идет на север и запад. Молодые сербы в погоне за счастьем редко отправляются в Москву или Царьград, как именуют Стамбул в южнославянском регионе. Авторитарные государства на востоке могут предложить Балканам гораздо меньше, чем Запад. Даже в традиционно дружественной России Сербии 45% населения выступают за членство в ЕС и только 17% — за Евразийский экономический союз, в котором Россия доминирует.
Во-вторых, Москва, Анкара и Пекин на Балканах преследуют разные цели. Россия стремится в первую очередь предотвратить экспансию западных альянсов на Балканах и ослабить Запад на его собственном заднем дворе, провоцируя кризисные ситуации. Пекин и Анкара рассматривают регион в качестве транспортного коридора для торговли с Центральной и Северной Европой. Западная интеграция и стабилизация скорее способствуют этому. Диаметрально противоположны позиции в косовском вопросе. Москва и Пекин с оглядкой на сецессионные процессы на собственных территориях придерживаются суверенитета Сербии над Косовом, Анкара выступает на стороне Косова в качестве протектора мусульман. Объединенный антизападный блок в этих условиях едва ли может сложиться.
Выгода для коррумпированной элиты
Но даже без серьезной конкуренции со стороны Востока Запад теряет Балканы, а вместе с ними и те слои местного населения, которые хотят модернизировать и демократизировать свои государства. В будущем будет еще сложнее продвигать такие ценности, как верховенство закона, демократия и либеральная рыночная экономика, тем самым способствуя долгосрочной стабилизации самого конфликтного региона Европы.
Настоящие победители — местная самодержавная элита, которая выигрывает выборы с националистическими настроениями и в то же время обогащается за счет олигархических структур власти. У них будет еще меньше поводов выслушивать десятки тысяч недовольных, которые в последние месяцы неоднократно выходили на улицы в Сербии, Черногории или Албании, призывая к реформам правового государства.