Читайте также: Русская культура как мягкая сила против США
Вашингтон — В 2017 году, когда Марию Бутину еще не арестовали по обвинению в деятельности в качестве иностранного агента, она была приглашена на завтрак в резиденцию российского посла в США Сергея Кисляка.
Отношения между двумя странами в то время ухудшались, так как появлялись все новые свидетельства российского вмешательства в американские выборы, и Бутина, учившаяся в то время в магистратуре Американского университета, рассказала послу о действующей в этом вузе программе по ознакомлению студентов с богатой российской историей и культурой. Об этом говорится в записи той беседы, которую сделала Бутина, а позже обнаружило ФБР. Она отметила, что автор этой программы американка Сьюзан Кармел (Susan Carmel) даже получила орден от президента Владимира Путина.
Это не стало неожиданностью для посла. Он сказал Бутиной, что идея создания этой программы родилась в его резиденции, и тоже за завтраком.
За девять лет работы послом Кисляк, завершивший свое пребывание в США в 2017 году, приложил немало усилий для использования российской культуры в качестве инструмента дипломатии. Он заручился поддержкой одного олигарха при создании «Русской гостиной» в Центре исполнительских искусств имени Кеннеди, а также собрал средства для спасения парка в штате Калифорния, устроенного на месте русского поселения 19 века.
Но все это меркнет на фоне того, что сделал посол в Американском университете. В этом авторитетном вузе при его непосредственной поддержке была запущена содержательная программа, прославляющая российское искусство и историю этой страны как союзницы Америки.
Она носит название Институт российской культуры и истории и задумана как миротворческая инициатива. Этот институт организует различные мероприятия, на которых выступают известные российские артисты, такие как исполнитель джаза Игорь Бутман и пианист Денис Мацуев. Другие мероприятия посвящены наведению мостов и таким темам, как российско-американское сотрудничество в годы Второй мировой войны и в эпоху освоения космоса.
Эти мероприятия посещают сотни людей из самых разных кругов. Многие нацелены на студентов, которых привозят в российское посольство автобусами из шести колледжей и там устраивают для них вечера русской кухни и российских фильмов. По словам студентов, на некоторых мероприятиях подавали вино, но несколько лет тому назад от этой практики отказались.
Директор института Антон Федяшин заявил в 2012 году: «Мы стараемся показать американским студентам Россию как культурную супердержаву».
Однако критики говорят, что институт формирует слишком доброжелательное мнение о России, сосредоточив внимание на достижениях искусства и на славной истории в то самое время, когда Москва осуществляет агрессию на Украине и вмешивается в выборы в США.
Исследователь холодной войны из университета Джорджа Вашингтона Хоуп Гаррисон (Hope Harrison) в этой связи говорит: «Большой вопрос заключается в том, не является ли это очередной попыткой расширения российского влияния в США».
Университет такую критику отвергает, заявляя, что Институт российской культуры и истории является специализированной программой, сторонящейся сегодняшних политических дебатов, чтобы иметь возможность продвигать диалог и знакомить людей с культурой вопреки существующей напряженности.
«Чем хуже взаимоотношения в политике, тем важнее видеть другую сторону врага», — сказал профессор истории Эрик Лор (Eric Lohr), возглавляющий сегодня этот институт.
Он признается: «Мы не показываем документальные фильмы про „Пусси Райот"», — имея в виду российскую феминистскую панк-рок-группу, которая часто критикует президента Путина. «Но и панегирики Путину мы тоже не показываем», — добавляет профессор.
Институт российской культуры и истории имени Кармела появился на свет в 2011 году, когда попыткам Кремля влиять на американское общественное мнение не уделялось такое пристальное внимание, как сегодня. Российское правительство поддерживает кампанию по представлению страны в качестве культурной и доброжелательной глобальной силы. Эти усилия время от времени подкрепляют своей щедрой спонсорской поддержкой российские олигархи, действующие самостоятельно либо по поручению Кремля. Они дарят подарки западным организациям, которые занимаются искусством, а также финансируют проходящие за рубежом выставки и выступления.
В данном случае начатая по инициативе бывшего посла программа существует при университете, само название которого очень символично. Этот вуз готовит дипломатов и находится по соседству с районом иностранных посольств. По данным института, в его программах приняли участие более 20 тысяч человек. Он также оплачивает студенческие поездки в Россию, предоставляет стипендии для обучения в этой стране и оказывает поддержку российским студентам, приезжающим в Америку по обмену. О его деятельности время от времени упоминается в еженедельном информационном бюллетене российского посольства, наряду с такими темами как последние выступления Путина и дипломатические новости.
Студентка Американского университета Алия Карлтон (Alia Carlton), изучающая политологию и посещающая мероприятия Института российской культуры и истории, считает, что в его программе нет никакой предвзятости. «Общий подход заключается в непредубежденности и единстве, — сказала она. — Все, что я знала о России, было негативным. Мне захотелось выйти из своей зоны комфорта».
Но другие студенты говорят, что институт на своих мероприятиях просто игнорирует существующую напряженность, сосредоточившись на историческом облике России и на ее культуре.
Выпускница Американского университета Джесси Драго (Jessie Drago) сказала, что занятия по истории в университете хорошо сбалансированы, однако она держалась подальше от русского института, так как он поддерживает тесные отношения с посольством России.
«Возникает такое впечатление, что Институт Кармела прилагает огромные усилия, чтобы улучшить репутацию России среди студентов», — сказала она, назвав эту программу попыткой «разрушить образ врага из эпохи холодной войны».
Старший научный сотрудник Атлантического совета Андерс Ослунд (Anders Aslund) обеспокоен тем, что Институт Кармела слишком тесно связан с российским посольством и представляет студентам информацию, которая, по его мнению, носит односторонний характер.
В ответ на такую критику университет опубликовал заявление, в котором указал на то, что свидетельством его непредвзятости является показанный в посольстве фильм «Стиляги». В нем отражена атмосфера подпольного инакомыслия в Москве 1950-х годов и, как говорится в заявлении, «продемонстрированы опасности, с которыми в советской России сталкивалась контркультура».
Президент Уэслианского университета Майкл Рот (Michael S. Roth), написавший книгу о свободе слова в студенческих городках, заявил, что студенты вполне способны разобраться в одностороннем представлении идей и событий, если вуз будет излагать их в контексте, представляя альтернативные точки зрения.
«Если это составная часть разнообразного в интеллектуальном плане подхода к русской культуре, то это полезно, — сказал Рот, ничего не знавший о существовании программы Кармела. — Но если нет, если это доминантная нота о русской культуре в университете, то тогда это проблема».
Руководство университета заявляет, что в общей учебной программе, включая предлагаемые курсы, излагается простой и ясный взгляд на Россию, и что лекторы и преподаватели вуза не избегают негативных оценок. По их словам, во время мероприятий и лекций в университете поднимаются такие вопросы как «использование ботов, троллей, фейковых новостей, манипулирование политическим процессом, роль иностранных государств в выборах 2016 года и так далее». В качестве примера они приводят проведенный в 2018 году учебный курс по дезинформации, в ходе которого обсуждалось вмешательство России в выборы и «все более изощренное применение пропаганды» международными террористическими организациями и государствами«. Университет также опубликовал статью, написанную профессором Лором, в которой обсуждается вопрос об истории вмешательства России в зарубежные выборы.
Основавшая Институт российской культуры и истории 67-летняя меценатка Кармел является руководителем фирмы коммерческой недвижимости. Свою культурную миссию она называет наведением мостов.
От интервью Кармел отказалась, но дала ответы на вопросы в письменном виде, оспорив заявления критиков о тенденциозности проводимой программы. «Институт не является аналитическим центром, политическим учреждением или курсом по политологии, — написала она. — Поэтому большинство, если не все показываемые фильмы повествуют о российской истории с царских времен до советской эпохи. То есть, это было до Путина и до нынешних политических проблем».
Кармел в прошлом признавала, что на создание этой программы ее вдохновили разговоры с Кисляком, который несколько лет был почетным сопредседателем института. На просьбу прокомментировать рассказ Бутиной она прямо не ответила, заявив лишь, что «программа была создана после многочисленных встреч в Американском университете».
Благотворительная деятельность Кармел институтом не ограничивается. Она оказывает щедрую поддержку Вашингтонской национальной опере и ряду программ в области медицины. Кроме российского ордена, врученного ей Путиным в Москве в 2016 году, она в 2012 году получила французский орден Почетного легиона.
Кармел помогает финансировать и другие мероприятия, посвященные русской культуре. В 2015 и 2016 годах она устраивала в принадлежащем Трампу Мар-а-Лаго приемы в честь дирижера прославленного оркестра Мариинского театра Валерия Гергиева, который является союзником Путина и поддерживает аннексию Крыма. Годом позже она помогла организовать «концерт за единство» в Вашингтонском кафедральном соборе, где опять же выступал Гергиев. Туда пригласили студентов Американского университета, там выступал новый российский посол, а российские СМИ представили это мероприятие как пример культурного сотрудничества.
Кисляк, назначенный послом в 2008 году, стал своим человеком в Вашингтоне и пользовался немалой популярностью. Благодаря своей добродушной и фамильярной манере поведения он сумел наладить хорошие связи. Но в последние годы своей работы в Вашингтоне он обрел довольно скандальную славу, так как его встречи с советниками Трампа стали предметом расследований. Кисляк вернулся в Москву в июле 2017 года.
Но он на протяжении целого ряда лет посещал мероприятия Кармел. Например, он был в Американском университете, когда на его территории установили подаренный русским скульптором бюст Толстого.
Институт Кармела привлек к себе внимание в прошлом году после того, как ФБР арестовало активистку и борца за право носить оружие Бутину, которая приехала из России на учебу в Американский университет, где получила степень магистра по международным отношениям. Она признала себя виновной в том, что не зарегистрировалась в качестве иностранного агента, когда отстаивала российские интересы и проникала в политические круги США.
Бутина говорит, что никогда не была тайным агентом, а просто хотела улучшить политические отношения. В прошлом месяце ее выпустили на свободу после 18 месяцев пребывания в тюрьме. Согласно записям, найденным в ее компьютере, ей нравились культурные центры типа Института Кармела, потому что они смягчают американское общественное мнение в отношении России.
«Пророссийские культурные центры литературы и музыки, — написала она, — вне всякого сомнения играют важную роль в подготовке почвы и в развитии неформального общения».
Ее адвокат Роберт Дрисколл (Robert Driscoll) сказал: «Это соответствует ее представлениям о том, что не абстрактные политические переговоры формируют отношения и объединяют людей. Это сами люди вместе наслаждаются кино, любят искусство, оружие или религию. Именно это помогает наводить мосты между людьми».
Спустя несколько дней после завтрака с Кисляком в 2017 году Бутина вместе с группой студентов Американского университета из России, Украины, Белоруссии и Азербайджана отправилась в поездку в Геттисбергский колледж, где состоялась дискуссия на тему российско-американских отношений со студентами из США.
Своими впечатлениями о поездке она поделилась в статье, которую разместили на сайте Американского университета. «Это помогло нам сосредоточиться на сходствах, которые нас объединяют, а не на различиях, которые нас разделяют», — написала Бутина.
Но после ее ареста кто-то убрал с сайта фотографию той поездки, на которой была Бутина, а ее комментарии были удалены из статьи.
Свой материал для статьи предоставили Майкл Коломацки (Michael Kolomatsky), Ален Делакерье (Alain Delaquérière) и Сьюзан Бичи (Susan Beachy).