Call of Duty — одна из самых популярных франшиз в истории видеоигр, однако сейчас многие призывают бойкотировать последнюю игру серии за то, как в ней отображен один из военных конфликтов. Call of Duty: Modern Warfare (2019), выпущенная в октябре, собрала за первые выходные более 600 миллионов долларов, более чем вдвое превысив рекордную сумму, собранную за первые выходные фильмом «Джокер». Однако определенное возмущение вызвали как то, что игроки могут использовать в ней белый фосфор (химическое оружие), так и в целом сомнительный подход игры к вопросам глобальной политики, и в особенности спорное изображение России.
Недовольство вызвал сценарий под названием «Шоссе смерти». Игрок, внедренный агент ЦРУ, следящий за дорогой в пустыне на Ближнем Востоке, узнает, что «русские бомбили ее… убивая людей, которые пытались спастись». Это напоминает об эпизоде из истории Войны в Персидском заливе 1990-1991 годов, также известном, как «Шоссе смерти», в ходе которого Соединенные Штаты и их союзники атаковали на шоссе 80 большую отступавшую иракскую колонну. Это привело к огромным потерям среди иракцев и позднее навлекло на американских военных обвинения в чрезмерном применении силы.
Однако в игре ответственность за кровопролитие возлагается на русских, а не на американцев. В результате в адрес компании Activision, выпустившей игру, зазвучали обвинения в откровенной русофобии. Как и следовало ожидать, между американским разработчиком и российскими масс-медиа возник конфликт, и российские журналисты и геймеры объявили игру однозначной американской пропагандой.
Скандал вокруг игр серии Call of Duty разгорается не впервые. В 2009 году в одной из более ранних версий игры присутствовал уровень под названием «Ни слова по-русски», в котором игрок выступал в роли агента ЦРУ под прикрытием, активно помогающего террористической ячейке убивать пассажиров в российском аэропорту. Шумиха практически не оказала отрицательного эффекта на продажи. На заядлых геймеров плохая пресса просто не подействовала.
Неоднозначность войны
В защиту игры следует отметить, что действие Call of Duty: Modern Warfare в основном происходит в вымышленной стране Урзикстан. Компания Activision не претендует на историческую точность. Более того она подчеркивает, что игра не отражает события реального мира.
Игра отсылает к целому ряду современных конфликтов и терактов и не выглядит простым пересказом истории Иракской войны. Ее разработчик Infinity Ward постоянно дает понять, что Call of Duty: Modern Warfare вдохновляется событиями из реальной жизни, но создает свой собственный нарратив.
Вопреки распространенному мнению, Call of Duty не прославляет войну. Напротив, она стремится продемонстрировать «моральную неоднозначность» и «трудность» военной жизни. Персонажи демонстрируют неопределенность современной войны — спрашивают, столкнувшись с необходимостью наращивать насилие: «Где же провести черту?» и признают себя одновременно «убийцами» и «пешками». Интеллектуального веса игре добавляют цитаты из Ханны Арендт и Аристотеля.
Помимо «Шоссе смерти», в игре немало тяжелых моментов, наглядно показывающих ужасы войны. Один из агентов убивает ни в чем неповинного человека, обвязанного взрывчаткой, во время теракта в Лондоне, игрока пытают утоплением, дети вынуждены защищаться от нападения в собственном доме.
При этом роль русских в сюжете сложнее, чем утверждают критики. Карикатурный русский злодей генерал Барков — подчеркнутый отщепенец, действующий вне юрисдикции Кремля, в то время как в некоторых миссиях российские военные выступают в качестве союзников. На Ближнем Востоке игра, в свою очередь, избегает противопоставлять «их» и «наших»: агент ЦРУ «Алекс» сотрудничает с урзикстанцами, включая впечатляюще изображенную участницу повстанческой борьбы Фару Карим, сторону которой он принимает против американского правительства.
Пропагандистские игры
Однако было бы ошибкой согласиться с создателями игры в том, что она полностью аполитична. Если шире посмотреть на происходящее, становится очевидно, что в целом эта популярная игровая франшиза служит элементом пропагандистской «мягкой силы», проповедуя американское мировоззрение, основанное на западных идеалах.
Выпущенная в 2003 году, спустя всего два года после терактов 11 сентября, первая Call of Duty была посвящена Второй мировой войне и позволяла игрокам ненадолго забыть о сложностях современного мира и позволить Америке снова «победить». Call of Duty продвигает однозначно проамериканский взгляд на мир не меньше, чем созданный американскими военными шутер America's Army (2002) — откровенный вербовочный инструмент, выпущенный синхронно с первой Call of Duty. Полагаю, что такие игры способствовали новому укреплению символической мощи Америки.
Сейчас франшиза по-прежнему славится агрессивным и воинственным настроем, предполагающим, что солдатам на месте виднее, а дипломатия бессильна — как говорит в раздражении один из персонажей: «Нам просто пора снять перчатки». Call of Duty призывает игроков воевать на стороне американцев (и иногда британцев) в виртуальных войнах по всему миру и приносить стране необходимые победы.
В последней игре мы видим вполне стандартный сюжет с участием «Аль-Каталы» (отсылка к «Аль-Каиде» (организация, запрещенная в России — прим. перев.)) и с похищением химического оружия. Судя по всему, Call of Duty прочно застряла в прошлом и сейчас выглядит скорее игрой о страхах, продолжающих мучать Америку со времен терактов 11 сентября. Дело даже не в том, как она изображает Россию. Критики заслуживает в первую очередь то, что игра говорит об Америке.
Скандал со сценарием «Шоссе смерти» демонстрирует не только идущую между США и Россией культурную войну, но и то, как видеоигры в наше время распространяют красочные, фотореалистичные истории с эффектом погружения, создатели которых осознанно смешивают реальные и воображаемые события.
В некотором смысле ситуация вокруг Call of Duty отражает наше общество с его фабрикацией новостей и растущим непониманием, что такое истина, что такое точность и как правильно поступать. В игре, отвечая на вопрос: «Где мы проведем черту, сэр?» (речь идет о методах ведения войны и допроса пленных), капитан Прайс говорит: «Проведите черту там, где вам это нужно, сержант». То же самое в нашу цифровую эпоху может быть сказано и о вопросах точности, реализма и даже морали.