Официальный представитель российской судостроительной отрасли говорит, что у России появляются новые планы строительства боевых ледоколов, таких как патрульные корабли ледового класса проекта 23550, и что они смогут нести на борту больше вооружений в зависимости от их точной конфигурации. Это заявление прозвучало спустя три недели после спуска на воду первого корабля этого проекта под названием «Иван Папанин», на котором можно будет размещать пусковые установки крылатых ракет контейнерного типа. Эти и другие корабли такого класса в конечном итоге получат пушку калибра 100 миллиметров вместо запланированного изначально 76-миллиметрового орудия.
Валерий Поляков, работающий советником у руководителя Крыловского государственного научного центра, который является институтом исследовательских и опытно-конструкторских работ в области кораблестроения, рассказал о новых российских планах строительства вооруженных ледоколов государственному агентству ТАСС 14 октября 2019 года. Крыловский центр, который также занимается созданием новых, но более традиционных надводных кораблей, включая десантные корабли и авианосцы, завтра отмечает 125-ю годовщину со дня своего создания.
«Это будут ледоколы и ледокольные корабли, то есть корабли, способные двигаться с достаточной скоростью в сплошном ледовом покрове определенной толщины. По сути, это будут вооруженные ледоколы, — рассказал Поляков. — Где лед тонкий — больше оружия, где тяжелые льды — наоборот».
По словам Полякова, это объясняется необходимостью выделять больше или меньше массы на укрепление ледокольного корпуса на ледоколах разных категорий. Но он не привел ни одного конкретного примера классов кораблей и систем вооружений.
Безусловно, самый очевидный пример — это проект 23550. Санкт-петербургское предприятие «Адмиралтейские верфи», входящее в состав «Объединенной судостроительной корпорации», спустило на воду предназначенный для российского ВМФ первый корабль этого проекта «Иван Папанин» 25 октября 2019 года. На этом же предприятии в будущем году планируют заложить второй корабль этой серии «Николай Зубов». Это положит начало серийному производству таких патрульных кораблей, которые будут отличаться незначительными неуказанными особенностями конструкции. Выборгский судостроительный завод, находящийся в одноименном городе к северо-западу от Санкт-Петербурга, построит еще как минимум два таких корабля для российских погранвойск.
Эти корабли водоизмещением девять тысяч тонн способны ломать лет толщиной до полутора метров, то есть, они являются довольно легкими ледоколами. Тем не менее, они имеют намного больше возможностей в арктических широтах, чем обычные корабли. Тяжелые ледоколы способны проламывать паковые льды толщиной до трех метров, а средние — до двух с половиной.
Исторически ледоколы в целом не предназначались для ведения боевых действий. У «Ивана Папанина» и его сородичей в кормовой части заметно больше свободного места для размещения контейнерных ракетных установок, способных осуществлять пуски крылатых противокорабельных ракет и ракет для поражения наземных целей «Калибр». Не исключено, что эти или другие пусковые установки, которые поместятся в таком модульном отсеке, смогут осуществлять пуски и других имеющихся на вооружении или перспективных крылатых ракет.
В носовой части корабля в башне размещается его основная пушка. Согласно имеющейся информации, это будет 76-миллиметровая артиллерийская установка AK-176MA. После разговора с Поляковым ТАСС сообщило, что «Иван Папанин» и другие корабли этого класса могут получить на вооружение корабельную артустановку А-190 калибра 100 миллиметров.
У корабля проекта 23550 также имеется вертолетная площадка в кормовой части. На картине одного художника на этой площадке изображен легкий транспортно-боевой вертолет Ка-29. Это даст патрульному кораблю дополнительные возможности по противодействию вражеским угрозам.
Мы не знаем, говорил ли Поляков конкретно об установке дополнительного вооружения на борту проекта 23550, кроме указанных систем, но это было бы вполне логично при наличии такой возможности, особенно если Россия рассчитывает, что это будут боевые корабли. Корабль будет надежно защищен от средств нападения противника даже в том случае, если на нем установят лишь комплекс малой дальности «Панцирь-МЕ», у которого есть ракеты с командной системой наведения класса «поверхность — воздух» и пара шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Есть у него и оптические слепящие лазеры, которые сейчас начинают принимать на вооружение в российском ВМФ. Они предназначены для того, чтобы ослеплять и уводить от цели оптические головки самонаведения ракет на подлете, оптические приборы обнаружения на кораблях и самолетах, а также личный состав противника.
Возможно, Поляков имел в виду более обширные планы по вооружению имеющихся и будущих ледоколов и ледокольных кораблей в составе российского ВМФ и служб безопасности страны. У России на сегодня весьма внушительный ледокольный флот, в составе которого примерно 40 судов разных размеров, но она продолжает строить все новые корабли ледового класса.
Среди них дизель-электрический ледокол проекта 22600, атомный ледокол проекта 22220 и малый морской танкер проекта 03182. В последние годы Россия получила ряд вспомогательных судов ледового класса проекта 20180. В своей нынешней конфигурации все эти суда не имеют вооружения, но его установка вполне возможна, особенно если речь идет о контейнерных системах. Все зависит от наличия пространства и ограничений по весу для соответствующих типов судов.
Какими бы ни были в итоге состав и численность российского военного ледокольного флота, вряд ли можно назвать неожиданностью то, что эта страна заинтересована в его развитии. Ведь арктический регион в последние годы приобретает стратегическое значение. Глобальные климатические изменения уже привели к устойчивому уменьшению площади ледового покрова в высоких широтах и сократили период времени, когда лед представляет большую опасность. Поэтому международная активность в этом регионе повысилась, а геополитическое соперничество усилилось.
Россия и США, и в меньшей степени Китай и прочие страны упорно расширяют свое военное присутствие в Арктике, создавая дополнительную вспомогательную инфраструктуру для кораблей, самолетов и сухопутных войск. Соединенные Штаты и другие государства проявляют усиливающийся интерес к боевым кораблям, хорошо приспособленным к условиям Арктики, и усиливают их огневую мощь. В последнее время даже начались разговоры о том, чтобы ввести в состав береговой охраны новые тяжелые ледоколы и крылатые ракеты.
На сегодня российский проект 23550 остается самым заметным примером этой тенденции, и он наверняка станет первым таким кораблем, принятым в боевой состав флота. Российский ВМФ надеется получить патрульный корабль «Иван Папанин» в 2023 году. Будем надеяться, что к этому времени станет яснее, каковы планы Москвы в отношении боевых ледоколов и прочих кораблей ледового класса.