Парадоксальное в другом. Обществу вновь навязывается мнение, что Украина должна предложить жителям Донбасса что-то особенное, чтобы они захотели вернуться. Предоставить. Так взять и дать. Я еще могу понять, если страны создают особые условия для иммиграции высококлассных специалистов, в этом логика есть. Вкладываются деньги, которые потом возвращают через развитие. Есть логика и в том, что российская власть платит дань чеченцам. Платят нефтяными деньгами, чтобы не посыпалась вся федерация. В случае с «хотелками» Донбасса такой логики нет. При возврате к моменту «будто ничего не произошло» Украине будет только хуже.
Кроме того, главным цементирующим фактором для политической нации почему-то считают некое эфемерное «благосостояние». Мы, мол, можем предложить такое, чтобы люди захотели… Какой в этом вообще смысл? Это просто противоположное мнение для советско-патриотического «потерпеть ради государства». И, что характерно, в обоих этих случаях главным является именно «государство», а не люди или общество.
Интересно, что, то самое желанное «благосостояние», которое должно обеспечить нам «единство», преподносится как стремление самого народа. И это вообще не удивительно, если у «народа» спрашивают, «как он хочет жить», «народ» всегда отвечает: «хорошо». Потом на этом принципе начинают строить «аналитику» и планы «улучшения». На нем основываются все тезисы о том, что «главное — процветание», «высокие стандарты жизни», «достаточный уровень доходов» и другой патерналистский бред. А где правила общежития? Где нормы? Где традиции и институты?
Хуже всего то, что это срабатывало за весь период независимости. Однако пришло время ставить вопрос, адекватны ли мы в принципе. Неужели наряду с экстремальными взглядами — «что мне дала Украина?» и «что ты сделал для Украины?» — нет какой-то здоровой альтернативы?
В истории бывали случаи, когда общества (со своими правилами, ценностями, образом жизни) создавали политическую нацию и государство. Бывало, что сильная власть, путем принуждения и регуляции, формировала обязательные правила, которые навязывались процессу формирования политической нации.
Именно общие правила, нормы и рамки являются обязательными. Ибо иметь идеи или желания мало, если мы хотим не просто «получить государство», но и нормально функционировать как общество. Тем более идеи, которые можно измерить килограммами колбасы или ценой на жилье.
Что же делать, если общих правил нет, а власть слишком слаба, чтобы их навязать? Причем правил нет даже на территории, подконтрольной Украине, не говоря уже об ОРДЛО. И этот камень на шею действительно может стать роковым.
Для начала — отказаться от тоталитарного, классического оруэлловского двоемыслия (упоминание о романе-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» — прим. перев.), которое присуще, как это ни прискорбно, даже ультрапатриотам. Возьмем свежие примеры.
В Киеве, на Доме профсоюзов висел (а может и до сих пор висит) баннер с надписью «Свобода — наша религия». Украинский опыт вдохновляет протестующих в Гонконге, которые смотрят фильмы о Майдане. И что? Есть какая-то реакция от топовых политиков на события в Гонконге? Есть массовая солидарность на уровне гражданского общества? Есть критика тоталитарного Китая? Нет. Зато есть дилемма, как аккуратно продать «Мотор-Сич», чтобы не обидеть ни американцев, ни китайцев. В этом случае нам говорят о прагматизме — мы же прагматики. Тем временем каждый украинец знает, что ценностями торгует Европа…
Можно было бы сказать, что такова современная власть и «73 процента», которые ее выбрали. Но опять же есть свежие примеры обратного. Есть так называемые репрессии против телеканала «Прямой», и нас уже не удивляет, что обыски проводят у экс-регионала Макеенко, осуществляется давление на политическую силу Петра Порошенко.
Нас не удивляет, что Ляшко стал теперь для оппозиции борцом за справедливость. Хотя мы помним о его феноменальном везении в ставках на «Шахтер» и о его борьбе с сепаратистами, еще когда он работал хедлайнером не на ахметовском ТРК «Украина», а на «Интере» Левочкина. Но сейчас и Ляшко — свой.
Такая система правил и норм долго существовать не может. Даже если считать, что «абсурдность законов нивелируется необязательностью их исполнения». Смешно и остроумно это выглядело изначально, но за тридцать лет в итоге появился результат.
Чего же мы тогда возмущаемся, что большинство жителей ОРДЛО хочет компенсации от Украины, а паспорта — от России? Но этот абсурд безошибочно делает их нашими братьями по разуму. Тем более, что украинское общество всерьез этот маразм осмысливает.