Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шесть лет свободной торговли с ЕС: какой должна быть новая стратегия Украины (Европейська правда)

Что можно считать началом новых экономических отношений между Украиной и ЕС?

© AP Photo / Dmitry LovetskyНефтеперерабатывающий завод недалеко от Лисичанска, Луганская область, Украина
Нефтеперерабатывающий завод недалеко от Лисичанска, Луганская область, Украина
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Шесть лет Украина живет в условиях свободной торговли с ЕС. За это время страны ЕС усилили свои позиции в рейтинге крупнейших потребителей украинской аграрной продукции. При этом украинские компании находятся в дискриминационном положении по сравнению с европейскими.

Временное применение раздела IV соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС в части углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли заработало с 1 января 2016 года. А уже с 1 сентября 2017 года соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС вступило в силу в полном объеме.

Тем не менее «нулевой» точкой отсчета новой торговой парадигмы для Украины можно считать 2013 год — последний год «старой» торговли. Ведь с 3 апреля 2014 года заработал режим автономных торговых преференций ЕС для Украины, который действовал до начала применения раздела IV СА.

Получается, уже почти шесть лет Украина живет в условиях свободной торговли с ЕС.

Что изменилось за это время, в первую очередь — в аграрной сфере? Прежде всего, на 13% возрос аграрный товарооборот с ЕС — с 7,6 миллиарда долларов в 2013 году до 8,5 миллиарда долларов в прошлом году.

В целом за эти годы страны ЕС только усилили свои позиции в рейтинге крупнейших потребителей украинской аграрной продукции. Их доля в общих поставках увеличилась с 26% до 33%. При этом наши экспортные поставки в ЕС за этот период увеличились более чем на треть — с 4,5 миллиарда до 6,1 миллиарда долларов.

Среди основных положительных факторов действия ЗСТ следует выделить:

— Диверсификация рынков сбыта;

— Расширение количества экспортеров и товарной номенклатуры;

— Адаптация к европейским стандартам и требованиям к качеству пищевых товаров;

— Репутационные приобретения.

Базой для украинского экспорта в ЕС традиционно стала большая четверка товаров сырьевого характера и неполного производственного цикла: зерновые и масличные культуры, растительные масла, шроты. Сейчас ситуация сохраняется в том же виде, совокупные экспортные поставки по этим товарным группам увеличились на 1,1 миллиарда долларов и достигли отметки в 5,1 миллиарда долларов.

Вместе с тем если в 2013 году доля сырьевого агроэкспорта занимала 89% общего объема, то в 2018 году — 82%.

Это свидетельствует о растущем спросе и на другие украинские товары, причем объемы их поставок растут быстрее. Среди ярких примеров стоит выделить такие:

— Мясо птицы — 233,2 миллиона долларов (2018 год) против 1,1 миллиона долларов (2013 год);

— Сахар и изделия из него — 68,9 миллиона долларов против 29,2 миллиона долларов;

— Шоколадные изделия — 47,1 против 19,5 миллиона долларов;

— Мед — 78,3 против 41,8 миллиона долларов;

— Сливочное масло —17,1 против 0,01 миллиона долларов;

— Овощная группа — 92,3 против 22,8 миллиона долларов;

— Фруктовая группа — 152,9 против 82,5 миллиона долларов;

— Яйца — 12,4 против 0,001 миллиона долларов.

Это далеко не полный перечень, но он дает представление о масштабе тренда и подтверждает тезис: «Лидирующие позиции на рынках сырья — основа для продвижения готовой продукции!». Украинская продукция уже сегодня присутствует на европейском рынке «в каждом черничном пироге» и «в каждой запеченной курице» на уровне ингредиентной или фуражной составляющих. Востребованность отдельных товаров подчеркивается скоростью использования европейских квот по меду, яблочному соку, сахару, томатной пасте. Они заканчиваются уже в первые месяцы года.

В то же время существует целая группа товарных позиций, которые по определенным причинам, в том числе из-за незавершенности процедур согласования ветеринарных сертификатов и т. п., совсем не используются. Включение их в перечень преференциальных торговых позиций производит впечатление несбалансированности переговорной позиции при заключении базового соглашения.

При пересмотре это должно быть обязательно учтено, подходы должны быть взвешенными и прагматичными. Этот вопрос заслуживает детального рассмотрения, что планирую сделать в следующих публикациях.

Что же касается поставки аграрной продукции из стран ЕС на Украину, то за период с 2013 по 2018 годы имеем снижение с 3,1 миллиарда до 2,4 миллиарда долларов.

Среди причин можно назвать как снижение уровня жизни и покупательной способности на Украине, так и процессы импортозамещения. Однако, если посмотреть на статистику за последние четыре года, с 2015 по 2018-й годы, то стоит отметить тенденцию увеличения импорта с 1,5 миллиарда до 2,4 миллиарда долларов.

В любом случае, данная ситуация требует более широкого понимания. Украина — весомый производитель сельскохозяйственной продукции в мире, при этом с низкой базой материально-технического обеспечения отечественного производства. В большинстве случаев техника, удобрения, средства защиты растений — импортные.

ЕС — мощный производитель и экспортер технологий, оборудования и продукции химической промышленности. Внешние поставки данных видов продукции на Украину из ЕС за указанный период увеличились почти на $600 миллионов. То есть сохраняется определенный торговый паритет.

Вместе с тем на фоне увеличения объемов экспорта аграрной продукции Украина, к сожалению, не почувствовала значительных инвестиций со стороны европейских партнеров. Даже в течение 2018 года европейские инвестиции в сельское хозяйство Украины сократились на 17 миллионов долларов.

Дело не только в сложном инвестиционном климате внутри страны, но и в перспективности деятельности. В настоящее время отсутствуют примеры европейского бизнеса на Украине, который работает с соблюдением соответствия европейским требованиям и который поставляет собственную продукцию на европейский рынок.

Каждая европейская компания, производя продукцию на Украине, сталкивается со сложностями в реализации собственной продукции на рынке ЕС.

Наиболее яркими являются примеры сбыта молочной продукции и семян.

Поэтому, снова возвращаясь к вопросу пересмотра соглашения в 2021 году, Украине следует больше внимания уделить обеспечению углубления экономической интеграции и взаимодействия, что позволило бы европейским инвестициям в агропродовольственной сектор полноценно воплотить принцип «европейские технологии + украинская продукция = новые рынки и обоюдная выгода».

Дальнейшая эволюция DCFTA должна обеспечить не только развитие двусторонней торговли. Мы уже находимся на том уровне, когда готовы для внедрения системной экономической интеграции с европейским сообществом. Наши украинские компании должны получить такие же права и обязанности, как и европейские компании на европейском рынке.

Сейчас с обязанностями все более-менее понятно, а вот с правами и соответствующей защитой прав — здесь Украина, как государство, должна еще приложить усилия.