Временное применение раздела IV соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС в части углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли заработало с 1 января 2016 года. А уже с 1 сентября 2017 года соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС вступило в силу в полном объеме.
Тем не менее «нулевой» точкой отсчета новой торговой парадигмы для Украины можно считать 2013 год — последний год «старой» торговли. Ведь с 3 апреля 2014 года заработал режим автономных торговых преференций ЕС для Украины, который действовал до начала применения раздела IV СА.
Получается, уже почти шесть лет Украина живет в условиях свободной торговли с ЕС.
Что изменилось за это время, в первую очередь — в аграрной сфере? Прежде всего, на 13% возрос аграрный товарооборот с ЕС — с 7,6 миллиарда долларов в 2013 году до 8,5 миллиарда долларов в прошлом году.
В целом за эти годы страны ЕС только усилили свои позиции в рейтинге крупнейших потребителей украинской аграрной продукции. Их доля в общих поставках увеличилась с 26% до 33%. При этом наши экспортные поставки в ЕС за этот период увеличились более чем на треть — с 4,5 миллиарда до 6,1 миллиарда долларов.
Среди основных положительных факторов действия ЗСТ следует выделить:
— Диверсификация рынков сбыта;
— Расширение количества экспортеров и товарной номенклатуры;
— Адаптация к европейским стандартам и требованиям к качеству пищевых товаров;
— Репутационные приобретения.
Базой для украинского экспорта в ЕС традиционно стала большая четверка товаров сырьевого характера и неполного производственного цикла: зерновые и масличные культуры, растительные масла, шроты. Сейчас ситуация сохраняется в том же виде, совокупные экспортные поставки по этим товарным группам увеличились на 1,1 миллиарда долларов и достигли отметки в 5,1 миллиарда долларов.
Вместе с тем если в 2013 году доля сырьевого агроэкспорта занимала 89% общего объема, то в 2018 году — 82%.
Это свидетельствует о растущем спросе и на другие украинские товары, причем объемы их поставок растут быстрее. Среди ярких примеров стоит выделить такие:
— Мясо птицы — 233,2 миллиона долларов (2018 год) против 1,1 миллиона долларов (2013 год);
— Сахар и изделия из него — 68,9 миллиона долларов против 29,2 миллиона долларов;
— Шоколадные изделия — 47,1 против 19,5 миллиона долларов;
— Мед — 78,3 против 41,8 миллиона долларов;
— Сливочное масло —17,1 против 0,01 миллиона долларов;
— Овощная группа — 92,3 против 22,8 миллиона долларов;
— Фруктовая группа — 152,9 против 82,5 миллиона долларов;
— Яйца — 12,4 против 0,001 миллиона долларов.
Это далеко не полный перечень, но он дает представление о масштабе тренда и подтверждает тезис: «Лидирующие позиции на рынках сырья — основа для продвижения готовой продукции!». Украинская продукция уже сегодня присутствует на европейском рынке «в каждом черничном пироге» и «в каждой запеченной курице» на уровне ингредиентной или фуражной составляющих. Востребованность отдельных товаров подчеркивается скоростью использования европейских квот по меду, яблочному соку, сахару, томатной пасте. Они заканчиваются уже в первые месяцы года.
В то же время существует целая группа товарных позиций, которые по определенным причинам, в том числе из-за незавершенности процедур согласования ветеринарных сертификатов и т. п., совсем не используются. Включение их в перечень преференциальных торговых позиций производит впечатление несбалансированности переговорной позиции при заключении базового соглашения.
При пересмотре это должно быть обязательно учтено, подходы должны быть взвешенными и прагматичными. Этот вопрос заслуживает детального рассмотрения, что планирую сделать в следующих публикациях.
Что же касается поставки аграрной продукции из стран ЕС на Украину, то за период с 2013 по 2018 годы имеем снижение с 3,1 миллиарда до 2,4 миллиарда долларов.
Среди причин можно назвать как снижение уровня жизни и покупательной способности на Украине, так и процессы импортозамещения. Однако, если посмотреть на статистику за последние четыре года, с 2015 по 2018-й годы, то стоит отметить тенденцию увеличения импорта с 1,5 миллиарда до 2,4 миллиарда долларов.
В любом случае, данная ситуация требует более широкого понимания. Украина — весомый производитель сельскохозяйственной продукции в мире, при этом с низкой базой материально-технического обеспечения отечественного производства. В большинстве случаев техника, удобрения, средства защиты растений — импортные.
ЕС — мощный производитель и экспортер технологий, оборудования и продукции химической промышленности. Внешние поставки данных видов продукции на Украину из ЕС за указанный период увеличились почти на $600 миллионов. То есть сохраняется определенный торговый паритет.
Вместе с тем на фоне увеличения объемов экспорта аграрной продукции Украина, к сожалению, не почувствовала значительных инвестиций со стороны европейских партнеров. Даже в течение 2018 года европейские инвестиции в сельское хозяйство Украины сократились на 17 миллионов долларов.
Дело не только в сложном инвестиционном климате внутри страны, но и в перспективности деятельности. В настоящее время отсутствуют примеры европейского бизнеса на Украине, который работает с соблюдением соответствия европейским требованиям и который поставляет собственную продукцию на европейский рынок.
Каждая европейская компания, производя продукцию на Украине, сталкивается со сложностями в реализации собственной продукции на рынке ЕС.
Наиболее яркими являются примеры сбыта молочной продукции и семян.
Поэтому, снова возвращаясь к вопросу пересмотра соглашения в 2021 году, Украине следует больше внимания уделить обеспечению углубления экономической интеграции и взаимодействия, что позволило бы европейским инвестициям в агропродовольственной сектор полноценно воплотить принцип «европейские технологии + украинская продукция = новые рынки и обоюдная выгода».
Дальнейшая эволюция DCFTA должна обеспечить не только развитие двусторонней торговли. Мы уже находимся на том уровне, когда готовы для внедрения системной экономической интеграции с европейским сообществом. Наши украинские компании должны получить такие же права и обязанности, как и европейские компании на европейском рынке.
Сейчас с обязанностями все более-менее понятно, а вот с правами и соответствующей защитой прав — здесь Украина, как государство, должна еще приложить усилия.