В понедельник Россия открыла кран трубопровода стоимостью 55 миллиардов долларов, который будет поставлять природный газ на китайский рынок, требующий все больше энергии — очередной шаг в «новой эре» все более тесных связей между двумя странами.
Президенты Си Цзиньпин и Владимир Путин отметили это событие, созвонившись по видеосвязи и обменявшись обычными любезностями. Но помимо теплого общения и разговоров о расширении трансграничного бизнеса, эти две страны заставляет держаться вместе общий враг: США.
Вот почему их отношения выходят за рамки более широких экономических связей и распространяются также на сотрудничество в области безопасности, и, по словам экспертов, в итоге они могут перерасти в некую форму военного союза.
В понедельник на встрече с секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым в Пекине китайский лидер ясно выразил свою обеспокоенность.
«Соединенные Штаты и некоторые другие западные страны все активнее вмешиваются во внутренние дела Китая и России, угрожают суверенной безопасности двух стран и препятствуют их экономическому и социальному развитию», — сказал Си. Он добавил, что Китай и Россия должны сотрудничать ради «защиты своих основных интересов и общей безопасности двух стран, а также сохранения мира и стабильности в регионе и мире».
Открытие газопровода состоялось на фоне четырехдневных встреч по безопасности и охране правопорядка между двумя странами, которые прошли на этой неделе в Пекине.
Подобное мероприятие — первое в своем роде после того, как Китай и Россия объявили ранее в этом году, что они вступили в «новую эру» двусторонних отношений.
Сотрудничество будет охватывать многие секторы и отрасли, включая энергетику, торговлю, технологии, дипломатию и оборону.
Как бы то ни было, проект этого газопровода весьма масштабен. Когда его доведут до полной мощности, он будет перекачивать в Китай 38 миллиардов кубометров (1,1 триллиона кубических футов) газа в год.
Эти две страны имеют одну из самых протяженных сухопутных границ в мире, которая простирается от дельты, питающей Японское море, до степей Монголии приблизительно на расстояние 4200 километров (2600 миль).
Граница разделяет две экономики, которые отлично дополняют друг друга: у России есть огромные энергетические запасы и обширные сельскохозяйственные угодья, способные удовлетворить потребности растущей экономики Китая и 1,4 миллиарда его жителей.
Обе страны неохотно использовали слово «альянс», обсуждая свои отношения в сфере безопасности, поскольку этот термин противоречит нынешней внешней политике Китая. Но военные и политические аналитики говорят, что благодаря все более тесному сотрудничеству и военные связи между странами постепенно углубляются.
Они указывают на Вашингтон в качестве связующего звена: Россия все еще ощущает на себе груз санкций США после аннексии Крыма в 2014 году, в то время как отношения Китая с Америкой становятся все более напряженными в результате торговой войны и реакции США на ситуацию в Гонконге и Синьцзяне.
Чжан Синь (Zhang Xin), доцент факультета передовых международных и региональных исследований Восточно-Китайского педагогического университета, сказал, что «новая эра» в отношениях между Москвой и Пекином началась «в связи с тем, что ожидаются довольно значительно изменения в базовой расстановке сил в мире. США предположительно ослабевают, а Китай находится на подъеме, но при этом США оказывают все большее и большее давление как на Китай, так и на Россию».
Он говорит: «Таким образом, сотрудничество в области безопасности возникло, — если не полностью, то частично, — как реакция на эту обстановку».
В знак расширения сотрудничества в сентябре, вот уже второй год подряд, Китай принял участие в крупных российских военных учениях, а в следующем месяце Путин заявил, что Москва поможет своему соседу разработать систему противоракетной обороны раннего предупреждения.
«До недавнего времени Россия поставляла [в Китай] не самое лучшее из имеющегося у нее военного оборудования, но оно было довольно неплохим и уж точно лучше, чем китайское», — говорит Пол Дибб (Paul Dibb), почетный профессор стратегических исследований Центра стратегических и оборонных исследований (Strategic & Defence Studies Centre) Австралийского национального университета.
«Но теперь, как мы видим, Путин поставляет стране современные тихие подводные лодки, современные сверхзвуковые противокорабельные ракеты, и он предложил построить для Китая центр предупреждения о ракетном нападении, — все эти передовые разработки Россия сейчас начинает экспортировать».
Наблюдатели сходятся во мнении, что в рамках этих отношений страны, возможно, не ограничатся учениями и поставками вооружений, но и будут готовы противостоять любой военной деятельности США или Запада, которая будет считаться угрозой, — например, на Корейском полуострове или в Восточной Европе.
«Если эта тенденция сохранится еще лет пять или семь, то, возможно, к концу 2020-х годов мы увидим нечто, что можно было бы по сути назвать военным союзом между Китаем и Россией», — говорит Артем Лукин, исследователь из Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета во Владивостоке.
«И Москва, и Пекин видят в Соединенных Штатах своего общего противника, сверхдержаву, чье военное превосходство угрожает России и Китаю. Так что это их естественная реакция — объединиться, чтобы противостоять этой потенциальной угрозе со стороны США», — сказал он.
Эти предполагаемые угрозы выходят за рамки военной сферы и включают то, что Москва и Пекин рассматривают как вмешательство США в их внутренние дела.
Это крайне важно как для Китая, который занят борьбой с затяжным народным протестным движением в Гонконге, так и для России, поскольку правление Путина по-прежнему то и дело сопровождается демонстрациями против коррупции в правительстве.
С точки зрения Москвы и Пекина, у этих событий есть сходство с продемократической арабской весной и так называемыми цветными революциями в странах бывшего Советского Союза, которые, по их мнению, были спровоцированы Западом, говорит Рафаэлло Пантуччи (Raffaello Pantucci), старший научный сотрудник Королевского Объединенного института оборонных исследований (Royal United Services Institute), независимого британского аналитического центра по вопросам обороны и безопасности.
«Москва и Пекин — стабильные авторитарные [правительства], они не хотят, чтобы их свергли демократизированные массы, и этот принцип, это видение мира в конечном счете их объединяет», — сказал Пантучи.
Однако он отмечает, что при ближайшем рассмотрении между двумя странами можно увидеть различия, которые со временем могут привести к трениям, — так, Китай наращивает свое присутствие в Центральной Азии, регионе, который Россия рассматривает как часть своей зоны влияния.
По словам Лукина, дискуссии, подобные состоявшимся на этой неделе встречам по вопросам безопасности и охраны правопорядка, позволяют предположить, что Россия и Китай могут перейти от дипломатических и «символических» уверений во взаимной поддержке к обсуждению тактических решений.
В том числе, например, Россия может дать Пекину совет относительно того, какие меры принимать против народных движений, подобных протестам в Гонконге, считает он.
В дальнейшем отношения на международном уровне могут перерасти в «скоординированную кампанию двух авторитарных антизападных держав», которая приведет к расширению военного сотрудничества и даже нарушению баланса сил в Индо-Тихоокеанском регионе, говорит Дибб.
Китайско-российские дни военной подготовки все чаще становятся темой для обсуждений в США и Австралии, и вполне вероятно, что другие региональные игроки, такие как Япония, также внимательно следят за развитием ситуации.
«Обе страны [Россия и Китай] почувствовали уверенность в том, что сейчас, когда Запад ослаблен и дезориентирован, пришло их время», — сказал Дибб.
«Обе страны добились успеха в планомерном постепенном захвате территорий, — сказал он, имея в виду „медленную милитаризацию" Южно-Китайского моря и вторжение России в Грузию в 2008 году, а затем в украинские регионы Крым и Донбасс пять лет назад. — Так что вопрос только в том, каким будет их следующий шаг?»