Если вы думали, что «Звездные войны: Скайуокер. Восход» (Star Wars: The Rise of Skywalker) вновь объединит поклонников, после того как в их стане произошел раскол из-за «Последних джедаев» (The Last Jedi) Райана Джонсона (Rian Johnson), то особо не надейтесь. Уже появились первые полноценные критические рецензии на девятый эпизод саги о Скайуокерах, и общая реакция, как бы это помягче выразиться, неоднозначная.
Джей Джей Абрамс (J.J. Abrams) возвращается в режиссерское кресло после работы над «Пробуждением силы» (Star Wars: The Force Awakens), и многие назвали его второе дыхание «сложным», «заумным», «повернутым вспять, перелицованным», «отступлением» и «зомби». Эта последняя отличительная особенность, которую отметил Даррен Фрэнич (Darren Franich) из Entertainment Weekly, означает «обескураживающее, безжизненное нагромождение того, что было когда-то».
На другом конце этого спектра находятся те, кто называет «Скайуокер. Восход» «самым элегантным, эмоционально взвешенным, радующим душу и глаз приключением саги „Звездных войн" со времен „золотого века", славных дней фильмов „Звездные войны" и „Империя наносит ответный удар" (The Empire Strikes Back)». Но никто не спорит, что в этой длящейся два с половиной часа финальной серии предстоит получить ответы на многие вопросы.
Если попытаться избежать спойлеров, то в эпизоде «Скайуокер. Восход» этой третьей трилогии фильма «Звездные войны» мы вновь увидим Рей (Дэйзи Ридли), Финна (Джон Бойега) и По Дэмерона (Оскар Айзек) в финальной битве с Первым Орденом. Есть в фильме и еще лучше знакомые нам лица, такие как Роуз Тико (Келли Мари Тран) и генерал Лея Органа в исполнении покойной Кэрри Фишер. Также мы увидим новых персонажей — Зори Блисс (Кери Рассел) и Джанну (Наоми Эки). Есть неожиданные воскрешения, такие как уже разоблаченный Император Палпатин (Иэн Макдермид).
Первые поверхностные впечатления в социальных сетях казались в основном положительными, но эти краткие рецензии, написанные вскоре после выхода из кинотеатра, отличаются от тех, которые появляются теперь, когда все уже успели переварить увиденное на экране.
Предлагаем ознакомиться с рецензиями.
Даррен Фрэнич (Entertainment Weekly)
«История завершает (конечно!) сагу из девяти эпизодов, которая, как известно, началась с налогового спора на Набу. Финальное действие должно вышибить слезу с искренней благодарностью за эту легенду. Не ведитесь! В основе „звездных" блокбастеров Абрамса всегда лежал скрытый цинизм, который впрыскивает адреналин в самую массовую культуру времен его юности и исключает все, для чего необходимы самобытность или воображение. Теперь ему остается лишь хвататься за исходный материал, который он еще не воспроизвел, — и в одной из последних склеек он даже копирует эпизод из специального издания „Возвращения Джедая" 1997 года. Нам нужно новое название франшизы для этого обескураживающего, безжизненного нагромождения того, что было когда-то. „Скайуокер. Восход" — это не конец, не продолжение, не перезагрузка и не ремикс. Это зомби».
А.О. Скотт (The New York Times)
«Абрамс слишком неглубокий, поверхностный режиссер, чтобы в полной мере придать драмам о репрессиях и мятежах, о семейной и личной судьбе, о солидарности и жажде власти нравственный и метафизический вес. В то же время его самооценка псевдопровидца и псевдомудреца не позволяет ему поддаться соблазну эксцентричности, проявить воображение, фантазию, оригинальность или сумасбродство. Борьба добра со злом похожа не столько на космическую битву, сколько на затянувшееся спортивное соперничество между командами, славные дни которых уходят в прошлое. Главные тренеры приходят и уходят, форма перекраивается, некоторые ключевые игроки становятся предметом сплетен, но болельщики еще есть. Не так уж ужасно. „Скайуокер. Восход" — это не великий фильм „Звездных войн", но, видимо, потому, что такого попросту нет. Похоже, это нам и нравится».
«„Звездные войны" — это для всех. „Звездные войны" — это для фанатов. Если вы запутались и не знаете правильного ответа, фильм „Звездные войны: Скайуокер. Восход", также известный как Эпизод IX, финальный из девяти эпизодов саги о Скайуокере, вряд ли поможет. Этот
перегруженный финальный эпизод, снятый режиссером Джей Джей Абрамсом, — для всех и ни для кого. Это фильм, который временами достаточно интересен, но который в основном кажется повернутым вспять, „перелицованным", лишь бы не раздражать пуристов из числа фанатов „Звездных войн". Фильм, автор которого стремится не обидеть фанатов, больше похож на фанфик, чем на работу настоящих профессиональных кинематографистов. Бот мог бы снять фильм и покруче».
«Фильм „Скайуокер", снятый режиссером Джей Джей Абрамсом („Пробуждение силы") — это любовное послание к самим „Звездным войнам", хотя и перегруженное. Помимо того, что за почти два с половиной часа экранного времени в нем слишком много событий, есть и множество повторов, „масла масляного", и обязательных „коронных" эпизодов, которые стали краеугольными камнями франшизы. Фильм захватывает, но из-за того, что сюжет перенасыщен, возникает чувство напряжения, когда стоит лишь глазом моргнуть — и сразу что-то пропустишь».
«Фильм „Скайуокер. Восход" мог бы запросто помирить и объединить фанатов. Это девятая и последняя глава саги, начатой Лукасом, и, хотя фильм скорее всего побьет все рекорды и станет хитом, я не могу наверняка предсказать, примут ли его фанаты (сам взгляд на поклонников „Звездных войн" как на определяемую демографической группы в некотором смысле устарело). Могу сказать, что „Скайуокер. Восход" является, на мой взгляд, самым элегантным, эмоционально взвешенным, радующим душу и глаз приключением саги „Звездных войн" со времен „золотого века", славных дней фильмов „Звездные войны" и „Империя наносит ответный удар". (Я действительно так считаю, но на фоне последних восьми фильмов планка не так уж и высока)».
«В лучшей работе Спилберга даже когда точно известно, что происходит или когда мы в зале знаем, что нас разыгрывают, все равно испытываешь удовольствие от того, что на струнах нашей души играют так мастерски. Абрамс, конечно, умеет манипулировать, но когда он это делает, это заметно. Насколько вам понравится фильм „Скайуокер. Восход", будет почти полностью зависеть от того, согласны ли вы или нет воспринимать каждую улыбку, каждую слезу и каждое потрясение так, как будто они запрограммированы».
Тодд Маккарти (Hollywood Reporter)
«Если говорить языком метафор, это дорожный полицейский, автоинспектор. В фильме больше путешествий, динамики, чем в романе „Вокруг света за 80 дней", и сюжет, конечно, развивается намного быстрее, но в половине случаев вы не знаете, где находятся персонажи или почему они куда-то идут, то есть практически все время. Своим драматизмом фильм похож скорее на автомат для игры в пинбол, чем на логически спланированную поездку, но особого значения это не имеет, поскольку большинство зрителей просто будут участвовать в этой чудесной поездке и с удовольствием отправятся туда, куда их приведет фильм».
Джастин Чан (The Los Angeles Times)
«Думаю, что точнее будет назвать его эпическим нервным срывом. Со стороны режиссера, обладающего даром превращать ностальгию в подрывную деятельность, „Скайуокер. Восход" больше похож на отступление, возвращение в зону эмоциональной и тематической безопасности Тем не менее давайте признаем Абрамса опытным мастером и шоуменом, хорошо чувствующим жанр, коим он и является. Как и некоторые из его других серьезных работ в области массовой культуры (среди которых можно назвать два приятных фильма „Звездный путь" и лихо закрученный телесериал „Остаться в живых"), „Скайуокер. Восход" — это динамичное и яркое развлечение, которое создает впечатление поступательного движения и заставляет вас смотреть, несмотря на ряд сомнительных сюжетных поворотов и дешевых повествовательных уловок».
«Фильм снят режиссером Дж. Дж. Абрамсом, который начал эту последнюю трилогию с мгновенно завоевавшего награды эпизода „Пробуждение силы" в 2015 году, развив сюжет фильма о Люке Скайуокере и пройдя по проторенному пути. Иначе обстоит дело с эпизодом „Скайуокер. Восход", в котором режиссер ставит перед собой исключительно сложную двойную задачу: более-менее удачно связать между собой сюжетные линии разрозненных серий, а также успокоить придирчивых фанатов „Последнего джедая" во искупление предполагаемых грехов. Абрамс —
талант, но ему далеко до способностей товарищей по цеху. Его утонченной спилберговской фантазии недостаточно, чтобы пробиться через условности. Но он все равно рвется прочь, наполняя „Скайуокер. Восход" движением. Это пафосное стремление к завершению, к итогу, которого, на мой взгляд, вряд ли кто-то хотел. Его не хотели бы люди, недовольные „Последним Джедаем" (чувствую, это как-то связано с депрессией Люка и с женщинами, имеющими реальное влияние в этой истории). И его не хотел бы никто из более хладнокровных поклонников франшизы, желающих просто увидеть нечто привлекательное».
Дэвид Эделстейн (New York Magazine)
«У Дж. Дж. Абрамса „Скайуокер. Восход" попадает прямо в цель и несется вперед так стремительно, что никакие эмоции надолго не задерживаются. У Абрамса сцены сражений (столкновения кораблей, бои на световых мечах) не особо согласованы или привязаны к пространству, но они выглядят потрясающе дорогими, особенно дуэль на световых мечах на поверхности моря, где гигантские волны одна за другой вздымаются стенами из воды. Грандиозные сражения заканчиваются заразительными возгласами, ударами кулаков и похлопываниями по спине, наши герои бросаются друг на друга и плачут. Слез в этом фильме очень много. Много чувств, ярких эмоций. Если вам не понравился сухо-остроумный „Последний Джедай", вам понравится „Скайуокер. Восход" — так же как мне понравился „Последний Джедай" и не понравился „Скайуокер. Восход"».
«Снятый Джей Джей Абрамсом эпизод „Звездные войны: Скайуокер. Восход" — самый запутанный из всех фильмов из саги „Звездные войны". Похоже, что в один фильм втиснули сюжет, которого хватило бы на три полнометражных фильма. Сюжеты других „Звездных войн", даже приквелов, написаны так, чтоб привлечь зрителя в этот мир. А в „Скайуокер. Восход" нас не пускают. Нас как бы держат нас на расстоянии вытянутой руки, так что по сюжету почти вся первая половина фильма может использоваться в качестве экспозиции. Просто персонажи один за другим объясняют происходящее».
«Если вы всегда хотели увидеть что-то в „Звездных войнах", но пока не увидели, скорее всего, это есть в фильме „Скайуокер. Восход". Фильм похож на перечень крутых примочек и сюрпризов, на чтение которого уйдет два с половиной часа и который должен порадовать как можно больше поклонников. Может, это и звучит здорово, но подобная насыщенная эпизодами эффектная нарезка не может передать историю, которая повествовательно интересна, насыщена тематическими связями или производит какое-то особое впечатление. Это фильм, снятый для того, чтобы мучить и радовать зрителей в надежде, что эти навороты позволят скрыть его многочисленные недостатки».