Ребекка Сретенович — живая и смешливая девушка. Она уроженка Паргаса, но сейчас живет в Стокгольме и учится на музыканта. Ничто не указывает на то, что она выросла в изолированной общине, где учат, что дьявол — там, где веселье.
Ей не позволяли играть с другими детьми, запрещали смотреть телевизор, читать любимые книжки и слушать музыку.
«Чтобы поиграть с кем-то из „несвидетелей" — например, с ребятами из школы — мне приходилось часами читать Библию. Это чтобы „нейтрализовать" вред. В конце концов, люди начали от меня отдаляться, и в школе я стала чужой», — вспоминает Ребекка.
Отец веровал фанатично, говорит она, и в семье были очень строгие правила насчет телевизора и так далее.
«У „свидетелей" свои материалы, тогда это были кассеты с проповедями и толкованиями Библии. До сих пор помню ту, что про Ноев ковчег», — говорит Ребекка.
«Если папа приходил и видел, что мы смотрим что-нибудь мирское, он вырывал провод из сети — разговор у него был короткий. Но у нас был свой антенный кабель, мы прятали его под подушку и смотрели телевизор тайком», — вспоминает она.
«Боже мой, помню, как мы как-то раз глядели „Дерзских и красивых" (романтическая мыльная опера из дневного телеэфира, прим. перев.) — вот страху-то было», — рассказывает Ребекка, смеясь.
«Свидетели Иеговы» — справка
Движение появилось на свет в 1870-х годах на восточном побережье США в районе Филадельфии.
По своей природе движение изоляционистское: общение с «несвидетелями» считается искушением дьявола и не поощряется.
Доктрина «свидетелей» вызывает массу нареканий, а в некоторых местах их обвиняют в сексуальной эксплуатации детей и в замалчивании преступлений.
В Финляндии насчитывается около 18 тысяч «свидетелей». Штаб-квартира движения расположена в штате Нью-Йорк, США.
Ребекка вспоминает, как она впервые усомнилась в учении Иеговы.
«Мне было четыре, мы ходили по домам. Это называется „полевым служением", и с собой часто берут детей. Я была с отцом. Стоим под дверью. Отец сует мне экземпляр „Сторожевой башни" (журнал движения, издается многомиллионными тиражами, в том числе для миссионерской работы, прим. перев.) и велит вручить тому, кто откроет», — вспоминает Ребекка. «На мне юбка с рыбками и белая рубашка, очень красивая».
Дверь открыл мужчина. Ребекка протянула журнал и предложила почитать — но тот грубо отказался и хлопнул дверью. Отец сказал ей, что он грешник и не переживет Армагеддона — и что сам виноват. Но Ребекка засомневалась. «Мне же было всего четыре — конечно, я всего боялась, а запугивание шло без перерыва. Были демоны и дьявол, и Иегова, который все видит и всех судит. Но я все равно подумала: „А вот если бы я тоже хлопнула дверью"», — говорит она.
Тактика «мы и они» больше не работает
Жизнь Свидетелей Иеговы — своя культурная реальность, свой дресс-код с юбками в пол и скромной одеждой и свой мир, где малейший грех требует обязательного покаяния. В ход идет запугивание и изоляция, а это не для Ребекки.
«Я уверена, что, когда делят мир на „мы" и „они", ничего хорошего из этого не выйдет. Как и во всех общинах, собрание — это большая радость, но, к сожалению, это все условно. На публике все хорошо и прилично, а дома…».
Единственное хорошее, что Ребекка вынесла из общинной жизни — это интерес к пению и музыке. Сейчас она учится в Стокгольме по специальности эстрадное пение и уже выступала в шведоязычной части Финляндии. Музыка и танцы пронизывают ее жизнь. А вдохновил ее как раз запрет на мирскую музыку.
«Я спрятала кассету со „Звуками музыки" (романтический фильм-мюзикл 1965 года, прим. перев.) и смотрела, когда никого не было дома. С этого началось мое увлечение мюзиклами».
«Еще я играла Марию фон Трапп (Maria von Trapp, австрийская певица и руководитель семейного хора). Она мне очень близка, я ее хорошо понимаю».
Марии фон Трапп пришлось скрывать увлечение всей ее жизни, и в конце концов она бежала от тех, кто стоял у нее на пути.
Демоны так и не появились
Юношеские страхи мучают Ребекку до сих пор.
Покинуть общину ей удалось не сразу. Уходила она постепенно. Поначалу лишь притворялась больной и пропускала собрания. А началось все с того, что ее мать, когда она развелась с отцом и нашла нового мужчину, прогнали из общины.
«Когда я перестала ходить на собрания, отец и другие „братья" рассказали мне, что это от дьявола, и что кара настигнет меня через десять лет», — вспоминает Ребекка.
Через несколько лет они с сестрой совсем покинули собрание, и «братья» и «сестры» от них отвернулись. Отец кричал, что ей гореть в аду. Но Ребекка считает, что за бойкотом стоит не ненависть, а своеобразная любовь.
«Считается, что бойкот заставит „отступника" понять, что собрание — единственный путь. Это своего рода акт любви — хотя со стороны этого и не скажешь, да и ушедшему так тоже не кажется».
Она ушла и давно живет своей жизнью, но мысль о гневе Иеговы не дает покоя. Так, иногда она тайком крестилась в ванной, в душе или в бассейне, чтобы искупить прегрешения.
Иногда она даже украдкой крестила друзей во время совместных заплывов — чтобы умилостивить сварливого бога.
Когда через десять лет приблизился срок свершения обещанной кары небесной, эмоции взяли верх, и Ребекка не на шутку разволновалась. Ничего не случилось, но страх одолевает ее и поныне.
«Я человек духовный. Я чувствую карму и ощущаю связь с матерью-Землей», — объясняет Ребекка.
«Иногда я сама себя пугаю. Пока я писала тот пост в блоге, ноутбук вдруг сам выключился, хотя никогда так раньше не делал. Я испугалась не на шутку. Потом собралась с духом, потрясла ноутбук — и из него выполз обычный домашний муравьишка».
После этого все заработало. Ребекка отправила пост, который быстро разошелся по сети, и сделала следующий шаг прочь от своего трудного детства.
* запрещенная в России организация