7 января Институт международных исследований Фуданьского университета опубликовал «Изменения и адаптация: Отчет о международной стратегии Фуданя в 2019 году». В отчете отмечается, что в 2019 году мир представлял собой картину сплетения хаоса и перемен. «Беспорядок», «ненормальность» и «неопределенность» стали самыми распространенными словами для описания международной обстановки. Эпоха после холодной войны была временем, когда люди считали обычными такие вещи, как стремительная глобализация, бурное развитие мировой экономики, потепление международных и межрегиональных отношений, всеобщая стабилизация мировых держав и укрепление международного сотрудничества. Но все это уже кануло в прошлое, став достоянием истории. В преддверии 2020 года ситуация в мире по-прежнему остается нестабильной, хотя ее постоянно пытаются нормализовать. В эпоху перемен может выделиться только тот, кто может усердно работать под знаменем таких слов, как «жизнь», «переходность» и «новизна» и стремится получить реальные результаты.
Мы надеемся, что благодаря сегодняшней «дипломатической» статье The Paper читатели выяснят, смогут ли в 2020 году определенные страны и регионы действовать согласно международной ситуации, действовать своевременно, проявлять гибкость в решающие моменты, а также достойно реагировать на международные проблемы и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, внося коррективы в стратегию и политику.
В 2019 году международная структура и мировой порядок продолжали подвергаться глубоким изменениям, мировая экономика продемонстрировала признаки усталости, было ясно, что глобальное управление находится в вакууме, а международные идеологии просто плывут по течению. В условиях изменяющейся обстановки российская дипломатия была довольно успешной, взяла на себя инициативу и использовала эту обстановку хаоса, что в определенной степени улучшило ее внешнеполитическую ситуацию и, к тому же, принесло немало российских побед в различных аспектах дипломатии. Тем не менее под влиянием таких факторов, как экономический застой, тяжелые материальные условия жизни россиян, а также изменения в идеологическом сознании людей, чувство недовольства российского народа возросло, а количество внутриполитических течений увеличилось.
Улучшение внешнеполитической обстановки
После украинского кризиса в 2014 году на Россию были наложены западные санкции, и внешняя политическая среда значительно ухудшилась. Однако «эффект мутной воды», вызванный изменением внешней политики США после вступления Дональда Трампа в должность президента, а также обострением стратегической конкуренции между Китаем и Соединенными Штатами, привел мир к дисгармоничному, неустойчивому «хаотическому периоду» со сбитой системой координат и колеблющейся экономической системой. Россия, несмотря на то, что совокупная мощь государства снизилась, обладает превосходными стратегическими и дипломатическими возможностями, что дает ей хорошие шансы на победу среди этого хаоса.
Идеология формирует стратегию, а стратегия определяет действие. В июне 2019 года президент Владимир Путин публично заявил, что либерализм изжил себя. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре прямо сказал, что ведущая роль Запада в мире пошла на спад. Многие представители российских стратегических кругов предсказывают, что скоро наступят «западные сумерки».
В октябре 2019 года Международный дискуссионный клуб «Валдай» опубликовал свой ежегодный отчет под названием «Время взрослеть, или оправдание анархии: как отсутствие мирового порядка может способствовать ответственному поведению государств». В нем прямо указывалось на то, что «международный порядок, сложившийся после Второй мировой войны, безвозвратно деградирует, а усилия по восстановлению этого миропорядка бесполезны». В докладе отмечается, что отсутствие международного порядка не является катастрофой, поскольку более естественным состоянием международных отношений является анархия. Она более демократична, чем международный порядок, основанный сегодня на гегемонии, и предоставит большие возможности для человеческого общества». Кроме того, в отчете подчеркивается, что государство больше не может ожидать защиты системы, а должно самостоятельно бороться за собственное выживание.
Если смотреть между строк на истинный смысл доклада, мы видим, что Россия не испытывает сожаления или паники по поводу международного беспорядка, а вместо этого смотрит на международную обстановку как на редкую возможность. Официальная позиция президента Путина более тактична: он заявил, что «международный порядок все еще необходим, но он должен стать более гибким». Тем не менее, если смотреть на российскую традиционную внешнюю дипломатию и стиль правления Путина, подтекст его слов, безусловно, таков: «международный порядок должен иметь достаточно места для России».
Это не единичный случай. Владимир Лукин, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, также считает, что, если смотреть на мировую обстановку в целом, что гармонии и стабильности в ней все меньше и меньше. Но он также подчеркивает, что именно в сегодняшнем контексте международной неустойчивости особую важность имеют отношения между Китаем, США и Россией.
Под влиянием этой стратегической концепции российская дипломатия не теряет позиции из-за международного хаоса, напротив, она агрессивна и уверена в своих действиях. Это отражает и дальнейшую характерную способность российской дипломатии к критическому анализу обстановки, нежели к умению создавать эту обстановку.
На постсоветском пространстве российская политика сочетала мягкость с твердостью. С одной стороны, Россия воспользовалась ослаблением внимания Соединенных Штатов к делам европейских стран, чтобы частично изменить внутреннее и внешнее давление Европы и усилить собственное влияние на европейские страны. По случаю 20-летия подписания договора о Создании союзного государства с Беларусью, Россия вторично вынесла на обсуждение вопрос о российско-белорусской интеграции и выразила надежду, что «интеграция» двух стран будет продолжаться. Россия повысила уровень взаимодействия с Узбекистаном и Казахстаном, двумя центральноазиатскими странами, в которых произошла смена руководства, многократно увеличилось политическое взаимодействие на высоком уровне, а Узбекистан и Казахстан сместили свои дипломатические приоритеты в сторону России. С другой стороны, для ослабления давления со стороны Запада Россия смягчила свои отношения с Украиной. Так, она вернула Украине три военно-морских корабля, задержанных в результате инцидента в Керченском проливе в конце 2018 года. Кроме того, Россия продемонстрировала определенную гибкость в вопросе транзита природного газа через украинскую территорию. Был также достигнут временный компромисс по конфликту на востоке Украины с помощью диалога в формате «нормандской четверки».
На Ближнем Востоке Россия действует продуманно. Россия не только отправила войска в Сирию для поддержания политического режима Башара Асада, защищая тем самым свое стратегическое присутствие в Восточном Средиземноморье, но и сформировала своего рода «временный альянс» с Ираном и Турцией, делая энергичные попытки заполнить стратегический вакуум на Ближнем Востоке. Несмотря на то, что позиция России по вопросу Сирии отличается от Саудовской Аравии, две страны сотрудничали друг с другом в вопросе создания механизма «ОПЕК+» для совместного ограничения производства и защиты цен.
В действительности, Россия — одна из немногих стран, которая одновременно сотрудничает и с шиитами, и суннитами на Ближнем Востоке. Несмотря на то, что Израиль регулярно наносит точечные военные удары по важным союзникам России на Ближнем Востоке — Сирии и Ирану — во избежание открытой конфронтации Россия прикидывается глухонемой, что помогает не обострять конфликт. Можно сказать, что на Ближнем Востоке Россия пытается играть роль «посредника», чтобы получать максимальную выгоду при минимальных затратах. Поэтому на Ближнем Востоке российская дипломатия демонстрирует прагматический характер и готовность браться только за посильные задачи, везде находя наилучший выход. Однако следует подчеркнуть, что, несмотря на успехи России на Ближнем Востоке, в условиях хитросплетений интересов ближневосточных стран еще слишком рано утверждать, что Россия сможет занять лидирующую позицию в регионе.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе российская политика «разворота на Восток» достигла положительных результатов. Российско-китайские отношения всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства вступили в новую эпоху. По прогнозам, объем двустороннего товарооборота между странами в 2019 году превысил 110 миллиардов долларов. Был завершен и запущен газопровод «Сила Сибири» из России в Китай, а согласованность и сотрудничество обеих стран на международной арене стали еще более тесными. На фоне продолжающегося ухудшения отношений с Западом Россия не только получила инвестиции, технологии и открытый рынок из Китая, но и приобрела невероятную стратегическую поддержку из других мест, что значительно ослабило стратегическое давление на нее. Можно сказать, что это «шедевр» российской дипломатии.
Российско-японские отношения продолжают улучшаться. Несмотря на то, что территориальные вопросы по-прежнему трудно решить, лидеры обеих стран постоянно взаимодействуют, а формат переговоров «2+2» стабильно работает, и взаимные интересы понимаются без слов. Небольшими шагами страны идут навстречу друг другу.
Российско-индийское стратегическое сотрудничество начало активно развиваться после упадка отношений Индии с США из-за «Индо-Тихоокеанской стратегии» Соединенных Штатов. После вовлечения Индии в ШОС Россия продолжала укреплять трехсторонний диалог Китай-Россия-Индия и развивать деятельность БРИКС, стремясь создать «незападную платформу». Российско-вьетнамские отношения основываются на особых исторических факторах, и объем двусторонней торговли продолжает расти, военно-техническое сотрудничество стран непрерывно развивается. Была запущена реализация проекта Евразийского экономического союза и Соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом. Путин заявил: «Российско-вьетнамские двусторонние отношения являются стратегическими, и две страны будут расширять сотрудничество в экономической и политической сферах».
Хотя отношения России с Западом в целом остаются прохладными, наметились некоторые признаки потепления. Путин сказал, что не будет просить об ослаблении санкций против России, но надеется, что российско-американские отношения смогут вернуться к нормальному состоянию. 10 декабря 2019 года министр иностранных дел России Лавров отправился в Соединенные Штаты для обсуждения таких вопросов, как контроль над вооружениями, торговля между Россией и США, ситуация на Корейском полуострове, Сирийская проблема и кризис на Восточной Украине. Трамп сообщил, что встреча прошла «очень хорошо», и выразил желание продолжить начатый диалог. Майк Помпео заявил, что США и Россия должны улучшить отношения, и согласился продолжить поддерживать контакт. Кроме того, есть информация, что Путин уже пригласил Трампа на празднование 75-й годовщины победы в Великой Отечественной войне, и президент США выразил желание принять участие. Позиции НАТО и Европейского союза по отношению к России также смягчились: президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что НАТО не должна считать Россию врагом, и призвал к ведению прозрачного и устойчивого диалога с Россией.
Беспокойство из-за внутренних проблем
Несмотря на успехи во внешней политике, внутренние проблемы России накапливаются, и в краткосрочной перспективе трудно увидеть изменения к лучшему, поскольку более 88% жителей России признают, что главной угрозой для страны являются внутренние проблемы.
Застой экономического развития — главный и самый больной вопрос для России. В первые три квартала 2019 года темпы экономического роста в России составляли 0,5%, 0,9% и 2% соответственно, в то время как прогноз российского Центробанка на годовые темпы экономического роста предсказывал 0,8-1,3%, а прогноз Министерства экономического развития — 1,3%. Счетная торговая палата прогнозировала, что самый большой экономический рост в России в 2019 году составит 1%, Всемирный банк придерживался того же мнения.
В период с 2010 по 2018 год среднегодовые темпы роста российской экономики составляли всего 1,8%, что намного ниже среднемировых темпов роста около 4% за тот же период. Согласно официальным прогнозам Центрального банка России и Министерства экономического развития, с 2020 по 2029 год среднегодовые темпы роста российской экономики не будут превышать 2% и будут по-прежнему ниже среднемировых. Это также означает, что положение России в мировой экономической системе будет продолжать снижаться.
Согласно статистике МВФ (примечание редактора: Международный валютный фонд), номинальный ВВП Китая за 2013-2017 годы (примечание редактора: представляет собой рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных за текущий год в экономике страны в текущих ценах) вырос с 9,635 триллиона долларов до 12,015 триллиона долларов, увеличившись на 24,7%. Номинальный ВВП Соединенных Штатов вырос с 16,623 триллиона долларов до 23,208 триллиона долларов, увеличившись на 19,4%. В то же время номинальный ВВП России снизился с 2,279 триллиона долларов до 1,587 триллиона долларов, упав на 31,3%.
Некогда президент Путин поставил цель вывести Россию в пятерку мировых экономик к 2020 и 2024 годам, но подобный экономический рост России может в конечном итоге привести к тому, что это стремление так и останется мечтой. Существуют циклические факторы, ограничивающие экономический рост России, но, что более важно, структурные факторы. Сильная зависимость от сырьевой отрасли замедлила структурную трансформацию российской экономики, что затрудняет сохранение темпов экономического роста и создает серьезные проблемы для структурного преобразования. В последние годы положение сырьевой отрасли в российской экономической структуре постоянно повышалось, что отрицательно повлияло на устойчивое экономическое развитие, а ресурсное благополучие обернулось ресурсным проклятием.
Слабый экономический рост и плохо сформированный механизм социального распределения привели к резкому расслоению населения на богатых и бедных и ухудшению материальных условий жизни народа. В Докладе о человеческом развитии ООН говорится, что проблема неравенства в мире резко обострилась, и с 1980 года общее неравенство в доходах возросло в большинстве регионов, причем наихудшей является Россия.
Доля богатой прослойки населения России в 1990 году составляла 10% от общего числа населения, а их доходы составляли 23% от валового национального дохода, однако к 2016 году они выросли до 46%. В начале 2019 года личные активы 11 богатейших людей России составляли более 10 миллиардов долларов, из них пять обладали богатствами на сумму более 20 миллиардов. В настоящее время 35% всех российских богатств сосредоточено в руках около 100 человек, в то время как процент людей, живущих за чертой бедности (средний ежемесячный доход ниже 180 долларов), увеличился с 11,9% в 2010 году до 14,3% в первом квартале 2019 года. Общее число этой прослойки населения составляет 20,9 миллиона человек. Согласно данным Национального бюро статистики России, с 2013 по 2018 год фактические доходы россиян планомерно снижались каждый год, упав в итоге до 11%. В середине 2019 года среднемесячная заработная плата составляла 658 долларов, что меньше на 11,5% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.
Из-за трудных условий жизни все больше людей предпочитают воздержаться от участия в национальных голосованиях, а интеллектуальная элита массовое уезжает за рубеж. Опросы показывают, что 53% молодых россиян в возрасте от 18 до 24 лет намерены уехать за границу. Исследование, проведенное Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, показало, что после 2012 года около 100 000 человек каждый год эмигрируют в более развитые страны, и 40% из них имеют высшее образование. В 2012 году количество мигрантов составляло 123 000 человек, в 2017 — 377 000.
В настоящее время более трех миллионов граждан России имеют вид на жительство в странах ЕС. В 2018 году главный ученый секретарь Президиума Российской академии наук Николай Долгушкин заявил, что число российских научных исследователей сократилось почти на 63% с 1990 года, и с 2000 года снижается каждый год на 1,3%. Количество высококвалифицированных специалистов, уехавших из России, увеличилось с 20 000 в 2013 году до 44 000 в 2016 году. Несмотря на то, что правительство наложило строгий запрет, в федеральном правительстве по-прежнему есть более десяти заместителей министров и других чиновников, которые имеют вид на жительство в странах Евросоюза. Три члена Совета Федераций имеют иностранное гражданство, пять имеют вид на жительство за рубежом, четыре депутата Государственной Думы имеют иностранное гражданство, двенадцать имеют вид на жительство за рубежом.
Миграция элит сопровождается большим оттоком средств. Если в 2000-2009 годах отток капитала составил 118 миллиардов долларов, то в 2010-2019 годах он достиг 586 миллиардов. Совокупные иностранные активы россиян превышают суммарный ВВП России за 2018 год, что приводит к серьезной «экономической кровопотере» России.
Экономические и социальные перемены неизбежно оказывают соответствующее влияние на политику. Несмотря на то, что с внешней стороны российская политическая ситуация кажется стабильной, но в действительности внутри страны существует множество скрытых течений — люди хотят изменений. В первые три квартала 2019 года было проведено 429, 434 и 580 общественных демонстраций соответственно. Врачи и крановщики по отдельности проводили забастовки в знак протеста против увольнений и плохих условий труда. Жители Екатеринбурга протестовали против строительства храма в центральном сквере, вступив в противостояние с военными и полицией, в конечном итоге конфликт был улажен лично президентом Путиным. Перед муниципальными выборами в Московскую госдуму в сентябре 2019 года несколько независимых кандидатов и от оппозиционных партий не были допущены до выборов, что вызвало сильное недовольство в оппозиционных кругах, поскольку они полагали, что власти намеренно подавили оппозиционную. В результате это привело к волне демонстраций по России, включая Москву. На выборах в Московскую госдуму правящая партия «Единая Россия», несмотря на то, что получила 25 из 45 мест, потеряла почти треть своих мест в Думе, однако все равно сохранила свое преимущество.
Еще больше привлекает внимание то, что с ростом протестного движения в России общественность поставила под сомнение так называемый «путинизм». «Путинизм» — это собирательный термин для модели российского управления, которую Путин сформировал за последние 20 лет. В феврале 2019 года помощник президента России Владислав Сурков опубликовал статью «Долгое государство Путина», в которой резюмируется суть путинизма во внешней, военной и народной областях. В статье также говорится, что вне зависимости от исторического периода и формы государства в России будет существовать «глубинный народ», безоговорочно доверяющий высшему руководителю. Как только страна вступит в период упадка или перехода, «глубинный народ» вернет страну на правильный путь. Сурков подчеркнул, что благодаря взаимному доверию между Путиным и народом «государство Путина» будет существовать еще долго.
Однако на данный момент фактические данные скорее вызывают улыбку. Опрос «Левада-центра» в феврале 2019 года показал, что 45% людей считают, что Россия выбрала неправильное направление, и только 42% считают, что это правильное направление, и 84% россиян хотят участвовать в определении перспектив развития страны.
Путин руководит страной почти 20 лет. Несмотря на это, россияне не ощущают возрождения своей великой державы, а скорее говорят о «застойном» периоде правления Брежнева. До конца четвертого президентского срока Путина осталось еще четыре года, Россия, похоже, уже находится в замешательстве. Путин все еще держит бразды правления, тем не менее «проблема 2024 года» уже всплывает.
Куда движется Россия? Это действительно большой вопрос!