Речь идет о «забытом геноциде» Второй мировой войны: порядка 500.000 цыган были убиты нацистами и их приспешниками во время Второй мировой войны в результате проведения политики последовательного уничтожения. Почему предан забвению геноцид цыган? Почему так поздно наступило признание, хотя и частичное, этих преступлений? Что мешает признать в полном объеме чудовищность этого геноцида?
Вплоть до марта нынешнего года в Лондоне, в Венской библиотеке Холокоста работает выставка «Забытые жертвы: нацистский геноцид цыган», рассказывающая о том, как нацисты разрушали жизнь цыган, о политике, которая предшествовала геноциду, а также о некоторых фактах, скрывавшихся в течение десятилетий.
Еще до 1933 года цыгане подвергались преследованиям и дискриминации в Германии, но с приходом к власти нацистов они стали гораздо более жестокими.
В середине 30-х годов ХХ века цыганам был запрещен целый ряд профессий, многих отправили в концлагеря. В конце 30-х годов, согласно расовой теории нацистов, цыгане были объявлены людьми «иностранной крови» и представляли собой угрозу расовой чистоте «главенствующей арийской расы». В рамках этой теории цыгане были подвергнуты программе массовых псевдонаучных исследований и насильственной стерилизации.
Во время Второй мировой войны, на оккупированных нацистами территориях цыгане подвергались депортации в концлагеря и гетто, отправлялись на принудительные работы, многие умерли от недоедания, были расстреляны или погибли в газовых камерах лагерей Хелмно и Освенцим. Некоторые приспешники гитлеровцев, в частности, хорватские усташи также совершали массовые убийства евреев и цыган.
В рассказе, подаренном Венской библиотеке, бывший узник Освенцима доктор Макс Бенжамин, описывает «ликвидацию» «цыганского лагеря» в ночь со 2 на 3 августа 1944 года: «все цыгане, находившиеся в лагере, были умерщвлены в газовых камерах».
Несмотря на страшные страдания и несправедливость, которые испытали на себе цыгане Европы во время нацистской оккупации, о геноциде цыган вспоминали крайне редко. Одной из главных причин было множество предрассудков, дискриминация и настороженное отношение к цыганам, которые они продолжали испытывать на себе и после освобождения из лагерей. Враждебность и негативные стереотипы продолжали жить в сознании людей и после 1945 года. Во многих странах неучастие цыган в органах политического и экономического управления стали причиной непризнания их преследований и геноцида.
Это проявилось в том, что в ходе первых судебных заседаний по военным преступлениям не были привлечены к ответственности лица, совершившие преступления в отношении цыган. В послевоенной ФРГ царила атмосфера отрицания значимости преступлений, совершенных в отношении цыган, которые зачастую даже не получали компенсаций, полагавшихся жертвам расовых преследований нацистов.
Ни один из множества мемориальных комплексов, возведенных после войны, не был посвящен жертвам из числа цыган.
Германия официально признала преступления нацистов в отношении цыган как геноцид лишь в 1982 году. Франция впервые извинилась за пособничество нацистам в совершении преступлений против цыган в 2016 году.
В СССР и странах Восточной Европы геноцид цыган также в значительной степени игнорировался. Цыган, которые хотели оставаться кочевниками, принуждали к оседлому образу жизни. В посткоммунистический период дискриминация цыган усилилась, в то время как условия жизни и доступ к услугам резко ухудшились.
Наша выставка стремится рассказать о коллективном забвении геноцида цыган. Венская библиотека Холокоста располагает важными материалами по данной теме, включая первые свидетельства выживших цыган, собранные в рамках проекта под руководством Евы Рейхманн, сотрудницы библиотеки начиная с 50-х годов. Библиотека планирует опубликовать некоторые свидетельства в течение 2020 года.
Также в нашем распоряжении имеются материалы, собранные в рамках первого исследовательского проекта, имевшего целью систематизацию документов по геноциду и осуществленного Дональдом Кенриком и Граттаном Пуксоном в 60-х годах прошлого столетия. На выставке представлены некоторые из этих материалов, включая обобщенные свидетельства выживших.
Еще одним важным экспонатом является послевоенная фотография Маргарете Краус, на которой можно разглядеть татуировку номера узника на левом предплечье. Маргарете Краус была чешской цыганкой, выжившей в Освенциме, где ее насильно подвергали медицинским экспериментам. Снимок Маргарете Краус был сделан журналистом из ГДР Реймаром Гильзенбахом в 60-е годы. Гильзенбах исследовал преследование цыган в нацистский период.
Особое место на выставке занимает документ под названием «Запреты в отношении поляков, евреев и цыган», представленный Нюрнбергскому трибуналу по военным преступлениям в качестве доказательства преступлений нацистов. Это циркуляр, датированный 10 марта 1944 года и разосланный Генрихом Гиммлером группе высокопоставленных государственных чиновников. В циркуляре сообщалось о «полной эвакуации и изоляции» евреев и цыган. Это означало, что в дальнейших директивах по ним уже не было необходимости«.
«Эвакуация» и «изоляция» в данном контексте означали, что подавляющее большинство евреев и цыган Великой Германии уже были отправлены в гетто, концлагеря или убиты. Используемая здесь терминология иллюстрирует «свинцовую реальность» бюрократического языка СС, описанного в мемуарах историка Марка Розмана как «дьявольская пародия на административную пунктуальность».
Выставка также рассказывает об истории Ганса Брауна, немецкого цыгана, родившегося в Ганновере в 1923 году. Браун прошел через ад Освенцима и Флоссенбюрга. Большинство членов его семьи были убиты в Освенциме.
Когда Ганс Браун в 1950 году подал иск германскому государству о компенсации, местная полиция решила возбудить против него уголовное дело, пытаясь найти ложные доказательства того, что Браун был отправлен в лагерь за совершенные «преступления», чтобы таким образом оправдать отказ в иске.
То обстоятельство, что истинная природа и масштабы геноцида цыган отрицались, умалялись или игнорировались таким количеством людей в течение такого длительного времени стало невыносимым и вызывало негодование у оставшихся в живых узников и членов их семей.
Хотя уже слишком поздно восстанавливать попранную справедливость, тем не менее, совершенно недопустимыми являются дискриминация и отчуждения, которым подвергаются цыганские сообщества в Венгрии, где враждебность и дискриминация цыган наблюдалась всегда, или на Украине, где за последние два года группы неонацистов совершили целый ряд нападений на цыган. Данная выставка, по всей видимости, это только начало. Она показывает, к чему могут привести дискриминация и предрассудки.