Как сообщают российские СМИ, ВМФ планирует начать подготовку к строительству нового авианосца. В настоящее время разработчиками уже подготовлены документы, содержащие его тактико-технические характеристики. Для обсуждения крупнейшего в мире авианосца мы пригласили военного эксперта, профессора Фан Бина.
Национальное радио Китая: 9 января президент России Владимир Путин осмотрел модель авианосца «Ламантин», представляющего собой проект авианосца нового поколения. В новом году «Адмирал Кузнецов» все еще остается в ремонте. Что может означать тот факт, что президент осмотрел модель нового авианосца? То, что с авианосцем, стоящем на ремонте, возникли проблемы, или, Россия хочет помериться силами с США на море?
Фан Бин: После того, как в конце 2018 года был проломлен единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов», в стране долгое время обсуждали необходимость продолжения ремонтных работ. Согласно новейшей информации, «Адмирал Кузнецов» был перевезен на другую верфь для дальнейшей починки. До сих пор не понятно, когда будут окончены восстановительные работы.
9 января Владимир Путин посетил главную базу Черноморского флота в Севастополе и осмотрел выставку перспективной оборонительной техники, на которой и был представлен проект авианосца «Ламантин». Министр обороны Сергей Шойгу вместе с другими высокопоставленными военными чинами провели немало времени у макета.
В конце 2019 года Сергей Шойгу говорил, что России не нужны авианосцы, а нужно оружие, способное потопить авианосец. Однако с наступлением 2020 года министр обороны прибыл вместе с президентом на базу Черноморского флота, в Севастополь, для осмотра выставки вооружения, и пристально рассматривал модель авианосца «Ламантин». Это говорит о том, что России все-таки нужен авианосец.
Российскому флоту необходимо уделять внимание авианосцам, ведь в противном случае, страна может совершенно отдалиться от океана. Авианосец необходим для развития океанического флота, поэтому нужно починить старый и готовиться к строительству нового.
13 января российские специалисты и ученые в области обеспечения безопасности заявили, что в стране есть проект лучше «Ламантина», например, показанный ранее авианосец типа «Шторм». Водоизмещение «Ламантина» составляет примерно 80 тысяч тонн, а авианосца «Шторм» — 10 тысяч тонн, мощность его ядерной силовой установки больше, чем у американского авианосца типа «Джеральд Р. Форд».
Говорят, что «Ламантин» очень похож на атомный авианосец «Ульяновск», строительство которого не было окончено в советские времена. Так ли это?
Фан Бин: В России считают точно так же. «Ламантин» был сконструирован на базе атомного авианосца «Ульяновск» с некоторыми усовершенствованиями.
На фотографиях от 9 января, изображающих как Путин рассматривает модель авианосца, видно, что «Ламантин» — это точная копия атомного авианосца «Ульяновск». За исключением некоторых деталей, общая конструкция осталась неизменной. Самолеты взлетают с носа корабля, а на наклонной палубе установлены две катапульты.
«Ульяновск» — это лучший авианосец, сконструированный в Советском Союзе, однако, СССР распался, когда строительство было завершено всего на одну треть. Судьба корабля зависит от судьбы страны. СССР распался, а у России не оказалось денег для продолжения строительства. Украина тоже не смогла справиться с этой задачей и авианосец оказался брошенным в верфи. Долгое время он стоял там, открытый ветру и солнцу, пока не превратился в бесполезную кучу ржавого металла. Атомный авианосец «Ульяновск» был мечтой советского флота, при помощи «Ламантина» он сможет «воскреснуть».
Крыловский государственный научный центр уже выпускал проект атомного авианосца «Шторм». Сообщается, что он превосходил «Ламантин» и в дальности плавания и в водоизмещении. Попросим профессора Фан Бина рассказать, чем же различаются два этих проекта.
Фан Бин: В России готовятся проекты создания авианосцев трех видов: больших, средних и малых размеров. «Ламантин» — это проект среднего атомного авианосца водоизмещением около 80 тысяч тонн. Авианосец «Шторм», проект которого, разработан Крыловским научным центром, представляет собой корабль побольше.
Если бы «Ламантин» был авианосцем того же уровня, что и «Ульяновск», то «Шторм» стал бы его обновленной версией, с большим водоизмещением и применением новейших технологий. Как заявляет российская сторона, водоизмещение авианосца «Шторм» при полной нагрузке может превышать 110 тысяч тонн, а это больше, чем у американского «Форда». Полное водоизмещение авианосца типа «Джеральд Р. Форд» находится в районе 110 тысяч тонн. Если у «Шторма» этот показатель превысит отметку в 110 тысяч, то российский авианосец сможет быть сопоставимым с американским.
И все же, до сих пор не понятно, хватит ли у России возможностей построить авианосец водоизмещением в 80 тысяч тонн, что уж говорить об 110 тысячах тонн. Если страна действительно готовится к строительству авианосца, то «Шторм» может стать одним из возможных вариантов.
Допустим, что проектное решение уже имеется. Министерство обороны России уже говорило о возможном подписании контракта в конце 2025 года, в таком случае к 2030 году новый авианосец должен будет поступить во флот. Наверное, это всего лишь одно из звеньев и все процессы идут своим чередом. Профессор Фан Бин, каким Вам видится дальнейшее развитие сферы строительства авианосцев в России?
Фан Бин: На пути развития авианосцев в России встретится еще много неопределенных факторов. После распада СССР в России настали весьма тяжелые времена, и страна не раз заявляла о развитии авианосцев. Путин говорил об этом, когда только пришел к власти. И все же до сих пор о строительстве нового авианосца не идет и речи, так как у страны возникли проблемы с ремонтом старого.
Российская военная и судостроительная промышленность еще не скоро сможет восстановиться до советского уровня. Во времена СССР в судостроении применялся принцип разделения труда. Верфи на севере страны занимались строительством атомных подводных лодок, а крупные наводные корабли, включая авианосцы, создавались на Юге. После распада Советского Союза верфи с трудом стравляются с починкой авианосцев, так что о строительстве новых не идет и речи.
Не важно, исходит ли Россия из стратегической потребности, диктуемой интригами с Соединенными Штатами, или старается осуществить свою мечту и стать великой морской державой, в ее действиях прослеживается сильная любовь к авианосцам. Не так давно российские СМИ проводили голосование, по итогам которого оказалось, что 50%-70% россиян считают отечественный флот самым сильным в мире. Результаты оказались весьма неожиданными, однако по ним можно судить о том, как страна любит свой флот, и не сможет с легкостью отказаться от авианосца, а, наоборот, будет развивать строительство кораблей этого класса.
Российские военные ученые и обозреватели составили график строительства авианосца. Несмотря на то, что эта информация поступила не из официальных правительственных источников, она достоверно отображает действительность. Сообщается, что если будет четко определено, какой именно авианосец необходимо построить, то к 2025 году проект в целом сформируется, будет подписан контракт с верфью и начнутся строительные работы, а после 2030 года у ВМФ России может появиться новый авианосец. В данном графике очень логично описано время исполнения проекта.
Помимо временных рамок, процесс проектирования и создания авианосца сталкивается со многими ограничениями, например, с проблемами, связанными с материалами, технологиями, оборудованием и т. д. И все же главная трудность выражается всего одним словом: деньги. Бюджет военно-морского флота России — главный сдерживающий фактор в деле развития авианосцев. Если не будет решен финансовый вопрос, то план России по строительству авианосца так и останется планом.