В 1970-х годах на международной арене произошли крупные события. Египет покинул орбиту Советского Союза после войны с Израилем в октябре 1973 года; после свержения монархии в ходе Исламской революции в 1979 году американо-иранский альянс распался; Советский Союз вошел в Афганистан; боевики в течение двух недель удерживали под своим контролем крупнейшую мечеть Мекки. Эти события заставили Соединенные Штаты изменить свою стратегию на Ближнем Востоке, которая зиждилась на четырех опорах: Египте, Саудовской Аравии, Турции и Израиле.
В течение 40 лет успехи американцев на Ближнем Востоке и соседних регионах были результатом их сотрудничества с одной или несколькими из этих стран. Среди упомянутых успехов наибольшего внимания заслуживают египетско-израильский мирный договор, сдерживание иранской революции (включая поддержку Соединенных Штатов и Саудовской Аравии Ирака во время войны с Ираном в 1980-х годах), поражение Советского Союза в Афганистане благодаря поддержке американцев, египтян и саудовцев (наряду с Пакистаном), оказанной афганским моджахедам, война против «Аль-Каиды» (запрещена в РФ — прим. ред.) и ее филиалов и, наконец, поражение «Исламского государства» как организованной боевой силы в Ираке и Сирии (запрещена в РФ — прим. ред.).
Новые реалии
Однако спустя 40 лет региональная ситуация изменилась. Это правда, что исламский режим в Иране значительно укрепил свои позиции благодаря влиянию в Ираке, Сирии, Ливане и Йемене и сделал это за счет Вашингтона и его региональных союзников. Но при этом американцы объявили блокаду Тегерану, и роль последнего в Ираке сталкивается с серьезными вызовами. Что еще важнее, в связи с беспрецедентными протестами внутри страны под угрозой сегодня находится легитимность иранского режима.
Советский Союз, распавшийся в 1990-х годах, дал жизнь националистической России, управляемой авторитарным шовинистом Владимиром Путиным и бандой олигархов, стремящихся восстановить прежнее влияние страны в Европе и на Ближнем Востоке. Они не боятся прибегнуть к агрессии и экспансии, примером чего стала аннексия украинского Крыма в 2014 году и военное вмешательство в сирийский конфликт в 2015 году, президентские выборы в США годом позже и выборы в пользу националистических и шовинистических сил в Западной Европе, враждебных по отношению к мигрантам и беженцам из стран Ближнего Востока и Африки.
Хотя 40 лет назад Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в значительной степени контролировала рынок нефти и цены, сегодня она утратила большую часть своего влияния, поскольку Соединенные Штаты стали крупнейшим производителем энергии в мире. Эта новая реальность в сфере энергетики, помимо усталости американского общества от двух самых продолжительных войн в истории страны в Афганистане и Ираке, подтолкнула бывшего президента Барака Обаму к постепенному военно-политическому выходу из региона. Вашингтон больше не зависит от местной нефти, и ему все труднее продвигать политические реформы и идею прав человека, о чем свидетельствует провал большинства народных восстаний, потрясших арабские страны во втором десятилетии XXI века.
Тем временем Китай стал второй по величине экономикой в мире и начал расширять свое военно-политическое влияние в Азии и за ее пределами. Это вызов, который Вашингтон не может игнорировать. За последние годы правления президента Обамы внимание к Китаю стало напоминать одержимость.
Трамп и бесконечные войны
В ходе предвыборной кампании Дональд Трамп неоднократно призывал положить конец бесконечным войнам Америки на Ближнем Востоке и в Южной Азии, подчеркивая намерение вывести американские войска из Афганистана и Ирака.
Это правда, что Трамп приказал направить новый контингент военно-морских и воздушных сил в регион Персидского залива, чтобы сдерживать Иран после нападений на саудовские нефтяные объекты и бомбардировки нефтяных танкеров, принадлежащих союзникам Вашингтона в Заливе и Европе. Однако эти меры не изменят тот факт, что американское военное присутствие в регионе Персидского залива не будет расширяться в будущем. Политический интерес к Ближнему Востоку и его конфликтам снижается и будет снижаться, и как мы видим, Вашингтон признает роль Москвы как самого влиятельного международного игрока в конфликте в Сирии и в меньшей степени в Ливии.
Недавнее объявление деталей американского плана по установлению мира между палестинцами и Израилем не противоречит тому, что Соединенные Штаты под руководством Трампа полностью отказались от роли «наполовину честного» посредника в арабо-израильском конфликте.
Израиль в американском общественном сознании
За последние 40 лет отношения Соединенных Штатов с упомянутыми четырьмя странами изменились, равно как и отношение к ним американского народа и его представителей в Конгрессе. Возможно, самый поразительный парадокс в этой связи — все фигуры, с которыми президент Трамп установил личные дружеские отношения (наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман, президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху), обвиняются в коррупции, авторитаризме, злоупотреблении полномочиями, запугивании или даже убийстве своих противников. Как мы видим, имидж этих четырех государств в глазах американцев был испорчен, и они больше не пользуются доверием и поддержкой американских законодателей или тех, кто влияет на общественное мнение.
Даже Израиль, который все еще имеет заметную поддержку в Конгрессе, утратил прежнее место в американском общественном сознании как демократическое государство, заслуживающее поддержки. Причина кроется в его вопиющих нарушениях прав палестинцев и правом шовинистическом крыле, представленном в правящей коалиции. В нее вошли политические деятели, известные своими расистскими предубеждениями в отношении палестинцев и религиозным фанатизмом.
Израиль и его политика на оккупированных территориях подвергаются все большей критике со стороны демократических лидеров и членов Конгресса, а правительство Нетаньяху заслужило критику со стороны американских евреев. Кандидат в президенты и сенатор Берни Сандерс (Bernard «Bernie» Sanders) неоднократно называл Нетаньяху расистом. Еще один кандидат в президенты Элизабет Уоррен (Elizabeth Ann Warren) призвала помогать Израилю лишь в случае приверженности израильского правительства формуле двух государств. В случае ее победы на выборах, если строительство израильских поселений продолжится и будет угрожать политическому урегулированию, американская помощь станет предметом обсуждения и, возможно, будет приостановлена.
Египет и утраченное региональное влияние
Ранее у трех других стран (Египет, Саудовская Аравия и Турция) были друзья в Конгрессе и расположение американских СМИ, но теперь ситуация иная. Во время слушаний в Конгрессе и выступлений законодателей мы больше не слышим, как они положительно отзываются о Египте. Чаще всего мы наблюдаем критику в адрес президента Абдель Фаттаха ас-Сиси касательно соблюдения прав человека и его склонности запугивать своих оппонентов. От экспертов мы больше не слышим слов о значимости Египта для Соединенных Штатов и их региональных интересов.
В прошлом Каир играл важную роль в мирном процессе между палестинцами и Израилем. Он сотрудничал с Вашингтоном в области борьбы с терроризмом, а также работе в целях предотвращения дальнейшего обострения конфликтов на Ближнем Востоке. Сокращение региональной роли Египта — это египетское решение, восходящее к эпохе правления Хосни Мубарака, но в период президентства ас-Сиси эта тенденция усилилась, что объясняет нынешнее американское отношение к Египту.
В Вашингтоне, как и в арабских столицах, многие задаются вопросом: какова роль Каира на Ближнем Востоке? Он практически не имеет влияния в Восточном Средиземноморье, а в Персидском заливе его роль второстепенна и находится в тени Саудовской Аравии. Даже в Ливии его роль очень ограничена, и вряд ли египтянам удастся противостоять Эфиопии и убедить ее не уменьшать долю Египта в водах Нила в ходе строительства огромной плотины «Возрождение». Египет по-прежнему не может установить полный военный контроль над Синайским полуостровом, где Израиль время от времени требует от него бомбить объекты вооруженных исламистов.
Турция: путь от союзника к противнику?
США и Турция поддерживали хорошие отношения в эпоху холодной войны, когда последняя была одной из наиболее значимых опор НАТО, являясь единственной страной, имеющей общие границы с Советским Союзом. Эти отношения были омрачены лишь однажды и на короткое время по причине военных санкций, введенных Конгрессом США против Турции после ее вторжения на Кипр в середине 1970-х годов.
Однако ситуация начала ухудшаться после американского вторжения в Ирак, когда Анкара отказалась разрешить американской армии войти в северную часть страны с турецкой территории. Тенденция стала развиваться по мере сотрудничества между Соединенными Штатами и иракскими курдами.
В последние годы президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган занимал заметную «происламскую» позицию в Турции и на всем Ближнем Востоке, о чем говорит создание альянса с «Братьями-мусульманами» (запрещена в РФ — прим. ред.) в Египте, сотрудничество с Катаром для поддержки местных исламистов, а также подавление свободы СМИ и других гражданских свобод. Все это стало объектом американской критики — Конгресса, СМИ и правозащитных организаций.
Отношения еще более обострились, когда Вашингтон отклонил просьбу Эрдогана об экстрадиции проживающего в Пенсильвании исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen), бывшего союзника турецкого лидера, ставшего его главным соперником. Напряженность достигла максимума, когда Эрдоган обвинил американские службы в причастности к попытке военного переворота летом 2016 года.
Эти события подготовили почву для усиления антиамериканских настроений в турецком обществе, которое поддерживает Эрдогана, и контролируемых им СМИ. Соединенные Штаты вновь прибегли к военным санкциям против Турции, нарушившей политику НАТО, когда она решила приобрести зенитную ракетную систему российского производства. Как считают многие эксперты, такое развитие событий и резкая критика Турции в американском Конгрессе низвели двусторонние отношения до крайне нежелательного уровня.
Имидж Анкары среди американцев сильно пострадал, когда она решила вторгнуться в северную Сирию и нанести удар по местным курдским группировкам и их арабским союзникам, которые вместе с американскими силами сражались против «Исламского государства» и понесли большие потери. «Благословение» президента Трампа в адрес турецкого вторжения в северную Сирию не снизило накал критики турков в Конгрессе или средствах массовой информации.
В связи с этим в СМИ и исследовательских центрах возникают вопросы о целесообразности дальнейшего членства Турции в НАТО. Не исключено, что, если Эрдоган останется у власти, то Турция в обозримом будущем перейдет от роли традиционного союзника Америки к роли его регионального противника.
Саудовская Аравия и дестабилизация региона
Во время своего второго срока президент Барак Обама призвал государства Персидского залива, особенно Саудовскую Аравию, играть более активную роль в области самообороны и решении региональных проблем, включая «взаимодействие» с Ираном. Не секрет, что отношения Обамы с лидерами Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов были прохладными и недружественными.
Начатая наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Салманом война быстро превратилась в катастрофический конфликт и одну из величайших трагедий двадцать первого века. Тысячи йеменцев, включая детей, стали жертвами неизбирательных бомбардировок, что стало причиной крайне жесткой критики в отношении Саудовской Аравии и решения большинства членов Конгресса прекратить военные поставки в Саудовскую Аравию. Они бы вступили в силу, если бы президент Трамп не наложил на них вето.
И если йеменской военной катастрофы, ответственность за которую несет молодой безрассудный и неопытный принц, недостаточно, то вспомним об экономической блокаде Катара, объявленной наследным принцем и его сторонниками в Персидском заливе и Египте. Тем временем Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива фактически превратился в «совет соперничества в Персидском заливе».
Это правда, что происламская политика Катара и сотрудничество с Турцией и «Братьями-мусульманами» (включая его поддержку «Хезболлы» в Ливане ранее), а также вмешательство во внутренние дела своих соседей с помощью СМИ заслуживают осуждения, но блокада государства является политически и юридически необоснованной.
Блокада не вынудила Катар изменить свою политику. Справедливее будет сказать, что она подтолкнула его в объятья Ирана и побудила потребовать от Турции увеличения контингента, дислоцированного в Катаре. Таким образом, Доха внесла вклад в возвращение турецких военных в воды Персидского залива впервые после распада Османской империи столетие тому назад.
Положение Саудовской Аравии и репутация ее наследного принца в Соединенных Штатах упали до беспрецедентно низкого уровня после обнаружения причастности Мухаммеда бен Салмана и высших должностных лиц королевства к убийству журналиста Джамаля Хашогги (Jamal Khashoggi), статьи которого публиковались в газете The Washington post. Тело мужчины было разрублено в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле в октябре 2018 года. Отголоски этого преступления все еще звучат в Соединенных Штатах, несмотря на попытки президента Трампа помочь своему другу избежать юридической и моральной ответственности за свои действия.
С такими союзниками на Ближнем Востоке американцам и враги не нужны.