Украинская коронавирусная история — не о «добрых» (эмпатичных и т.п.) нациях. А об элементарных системных вещах, которые создают необходимые условия для совершения человеком оптимальных, с точки зрения развития общества, поступков. И о том, что катастрофа в образовании, средневековые представления о здоровье, нулевой уровень государственных коммуникаций — это факт. «Коронавирусный» кризис наконец поставил вопрос ребром: что невозможно одновременно паразитировать на Средневековье в головах людей (выигрывая выборы) и при этом пытаться модернизировать страну.
Путь к выздоровлению начинается с диагноза и принятия факта болезни. Но все заголовки из серии «Украинцы враждебные и злые», «Нация прошла путь от жертвенности Майдана к моя хата с краю» — не об этом. Лучше задайте вопрос, почему в годовщину расстрела Небесной Сотни в информационном поле с большим отрывом лидируют именно эти истории, именно в таком контексте? Догадайтесь с трех раз, кому это выгодно. Корректно ли сравнивать на контрасте сегодняшнюю картину человеческих поступков (Тернопольская и Новые Санжары) с Майданом шестилетней давности? Я считаю, что нет. Важно понять, в чем инаковость этих историй.
Каждый человек действует под влиянием желаний и страхов. Желание Майдана — изменить жизнь страны и доказать, что достоинство и свободу не сломать даже огнем и смертью. А страх — что беркутовцы и титушки победят, и страна не изменится. Эти желание и страх связаны с человеческими потребностями в самоуважении и самореализации.
Люди, которые вынесли шины на Тернопольщине и блокируют дороги в Новых Санжарах — вроде бы те же самые украинцы, но с иными желаниями и страхами, которые связаны с базовой человеческой потребностью — выжить, быть в безопасности. Биологическая потребность в выживании — одинаковая у всех лиц вида хомо сапиенс. Осуждать их, критиковать, апеллировать к высшим ценностям и потребностям высшего порядка (уважение, красота поступков, самореализация) — пока не закрыты базовые потребности в выживании и безопасности, все громкие призывы для этих людей будут как горохом об стенку, извините.
«У людей паника, они друг друга накручивают и плачут, ходят слухи и фейки», — пишет очевидец из Новых Санжар. А почему ходят слухи и фейки? Элементарно: информационный вакуум всегда заполняется негативом, во всех без исключения ситуациях.
Была ли у людей возможность получить другую информацию? Думал хоть кто-то из лиц, принимающих решения, как доставить эту информацию? Анализировали, в каком состоянии магистральные сосуды и капилляры, по которым расходится информация в государстве? Честно: я не уверена, что кто-то вообще об этом думал! Картина информационного пространства в регионах и уровень государственных коммуникаций — это ужас, плач и стыд.
Путь к выздоровлению начинается с диагноза и принятия факта болезни. Катастрофа в образовании, средневековые представления о здоровье, нулевой уровень государственных коммуникаций — это факт и точка отсчета на сегодня.
Digital — не панацея! Хватит уже про государство в смартфоне, давайте сначала творить государство в головах! Уже специалисты, ученые, психологи не только говорят, а кричат: самая большая угроза человечеству в XXI веке это цифровое слабоумие. Google, Википедия, море бесплатной информации в Интернете, плюс пробелы в образовании — приводят к тому, что человек может спокойно жить, не загружая в мозг элементарных знаний о себе и мире, в котором он живет. Но человеческий мозг может оперировать только той информацией, которую человек туда загружает: читая, учась, приобретая профессиональный опыт и тому подобное. Если не загружать в мозг информацию — ее там не будет, нечем оперировать! Плоская Земля (так написано в Интернете) — это уже не анекдот.
Средневековье в головах + Digital — не равняется новейшему Просвещению XXI века!
Средневековье в головах + Digital = глобальная эпидемия Средневековья в головах, со всеми ее последствиями…
Что с этим делать и можно ли что-то сделать?
«В критической ситуации человек не поднимается на уровень своих ожиданий, а падает на уровень своих компетенций», — Архилох.
Компетенции XXI века: не полагаться на Google, Wikipedia etc, иметь элементарные знания о природе и мире, читать, загружать в мозг знания и новый опыт, критически мыслить.
А еще: научиться бороться с отчаянием, отсекать панические настроения. Жестко защищать мир своих представлений от вторжения миров других людей (особенно тех, у кого этот мир Средневековый — мрачный, враждебный и злой).
Уметь быстро коммуницировать, быстро заживлять свои эмоциональные раны и всегда иметь в своей «аптечке»: умные книги, а в окружении — людей, которые развиваются и умеют думать.