В знак протеста против украинского закона об образовании Венгрия заблокировала заседание комиссии Украина — НАТО. На такой демарш украинская власть ответила, что Украина полностью гарантирует защиту прав нацменьшинств, а соответствующим законом лишь расширяет их возможности как полноправных представителей украинского общества.
В декабре 2019 года министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил, что Венгрия продолжит блокировать сближение Украины с НАТО, пока не будут решены проблемы закарпатских венгров.
На встрече Петер Сийярто предложил две новации:
- наделить венгерский язык статусом языка коренного народа;
- увеличить количество часов на изучение украинского языка, но не за счет других предметов, а за счет увеличения часов по предмету «украинский язык».
Такие меры крайне неприемлемы для украинской системы образования. Пусть попробуют предъявлять свои права Румынии, где количество венгерской диаспоры превышает миллион человек. С подобными предложениями венгерские власти могут отправиться также в США, Словакию, Канаду или Сербию, на чьих территориях венгров значительно больше, чем на Украине.
В ответ на претензию венгерской власти, возникает встречный вопрос: готова ли Венгрия ввести такой же порядок относительно украинского языка?
Если Венгрия намерена восстанавливать историческую справедливость, то стоит вспомнить, как все начиналось. После Первой мировой войны и распада Австро-Венгерской империи Венгрия обрела независимость, но согласно Трианонскому договору 1919 года — потеряла значительную часть территорий, которые были ей подконтрольны в границах Австро-Венгерской империи. Трансильвания досталась Румынии, несмотря на то, что в этой области проживало (и проживает) большое число венгров. Лишилась Венгрия и выхода к Адриатическому морю, который достался Хорватии (тогдашней Югославии). Недовольные таким поворотом событий венгры восстали, провозгласив у себя советскую республику, но контрреволюционные силы во главе с адмиралом Миклошем Хорти, одержали победу и восстановили в стране монархию. Однако, с кандидатурой короля они так и не определились, в результате чего адмирал Хорти стал править лично. В конце концов, адмирал Хорти ввязался во Вторую мировую войну на стороне Гитлера, что кончилось весьма плачевно и для него, и для Венгрии в целом.
Процитируем исторический анекдот:
«Венгерский посол появился в госдепе США с объявлением войны этой стране.
Госсекретарь США: Какие претензии есть к Соединенным Штатам у Венгерской республики?
Посол: Венгрия не республика, Венгрия — королевство.
— Извините. Какие у его величества короля Венгрии претензии к США?
— У Венгрии нет короля. Нами правит адмирал Хорти.
— Вами правит адмирал? Значит, у вас сильный военно-морской флот?
— У нас вообще нет военно-морского флота. У нас нет даже выхода к морю.
— Хм, странно… Итак, какие у вашего… государства претензии к США?
— Никаких.
— Значит, у вас есть претензии к нашим союзникам? Великобритании?
— Нет.
— К СССР?
— Нет.
— Так к кому у вас все-таки имеются претензии?
— Ну вообще-то у нас есть претензии к Румынии…
— Значит, на самом деле вы собираетесь объявить войну Румынии?
— Нет. Мы союзники».
Во многих конфликтах языковой вопрос превращался в повод для территориальных претензий. Если вопрос касается государственной безопасности, не стоит недооценивать ни одну потенциальную угрозу. Чтобы навсегда покончить с манипуляциями по «языковому вопросу», надо убрать из конституции эту советскую гибридную «подножку» украинской государственности в виде понятия «национального» меньшинства. Целесообразнее будет перейти на привычный для современного мира стандарт о составе населения страны в виде различных этносов, а не «национальностей» среди граждан государства. Наличие такого статуса как «национальное меньшинство» — подсознательно трактуется как такой, который притесняет большинство. Такое искусственное противостояние объективно забирает ресурсы, которые власть должна направить на более насущные проблемы.