Теперь, когда весь мир почувствовал серьезность распространяющейся пандемии коронавируса, а люди начали искать способы спасти свое здоровье и сохранить средства к существованию, индустрия развлечений столкнулась с тремя основными вопросами: насколько болезненной будет цена за закрытие для самых низкооплачиваемых сотрудников этой отрасти; насколько высокими будут финансовые потери; как этот бизнес намерен справляться с беспрецедентным влиянием эффекта домино на традиционный график Голливуда. Целая лавина поспешных отмен и отсрочек разного рода событий и премьер, которые, как правило, служат в качестве горючего для коммерческой стороны этой отрасли, будут способствовать распространению воздействия катастрофы, связанной с вирусом Covid-19, а ее влияние будет ощущаться и после 2020 года. Вероятность рецессии, надвигающейся на Соединенные Штаты, увеличит боль для основных медийных конгломератов. Наблюдатели из этой отрасли говорят о том, что свободное падения индекса Доу-Джонса на территорию «медвежьего» рынка мгновенно вызвало заморозку деловой активности, по крайней мере, на некоторое время, в тех областях, который связаны с приобретением и инвестициями.
На самом деле, по мнению руководителей компаний, с определенностью можно говорить лишь о том, что только сильная воля позволит справиться с последствиями кризиса и выжить. Более слабые компании и традиционные направления в работе, которые уже миновали период своего расцвета, — в частности, речь идет о конференциях и специализированных показах фильмов, а также о существовавшем ранее ритуале предварительной оплаты сетями заказанной продукции, — столкнутся с серьезными проблемами, связанными с внезапным прекращением деятельности. Десятки и десятки фильмов и программ так и не появятся на экранах, включая почти два десятка пилотных проектов, намеченных на вещательный телевизионный сезон 2020 — 2021 годов, а инсайдеры этой отрасли говорят о том, что пузырь, связанный с феноменом «золотого века ТВ», в конечном итоге лопнет.
«Возможно, в результате будут ограничены многие вещи из числа тех, которые были вне контроля в течение долгого времени», — говорит давно находящийся на своем посту руководитель одной из киностудий.
Первыми жертвами внезапного разрушения бизнеса, как обычно, стали работники «переднего края», работающие непосредственно с клиентами, и теперь они больше не будут иметь возможность получать работу с почасовой оплатой. Это относится также к работникам закрытых в настоящее время тематических парков компаний «Дисней» и «Эн-би-си Юнивёрсал» (NBCUniversal), а также к 50 сотрудникам серии мероприятий под названием SXSW (South to Southwest), которые ранее в этом месяце вместо очередной заработной платы получили уведомление об увольнении из-за отмены ежегодного фестиваля в городе Остине, штат Техас.
Поскольку закрываются кинотеатры в таких крупных городах как Лос-Анджелес и Нью-Йорк, а также за границей, то еще более рабочих мест окажутся под угрозой. Показатели кассовых продаж в конце недели в Северной Америке сократились до 55,3 миллиона долларов, и это самый низкий уровень с сентября 2000 года. Среди инсайдеров этой отрасли увеличиваются опасения значительного количества увольнений в Голливуде, если в результате распространения коронавируса работа этой отрасли будет прервана на длительный период времени.
Приостановка работы над большим количеством фильмов и телевизионных программ, которые уже были готовы к старту, скажется не только на сценаристах и продюсерах, но также сотрудниках более низкого уровня, которые рассчитывали на получение нескольких заработных плат, а также нескольких очень важных кредитов перед работой на следующем мероприятии.
На сегодняшний день нет никаких объяснении со стороны киностудий, сетей и занимающихся потоковым вещанием (стримингом) компаний о том, каким образом команды закрытых проектов будут компенсированы в эти мрачные времена.
Хотя все крупные букинговые агентства, управленческие компании, фирмы по связям с общественностью и киностудии уже активно проводят политику по внедрению удаленной работы, а какие-то шоу проверяют возможность использования виртуальных мастерских для сценаристов и продюсеров, отдельные ассистенты и технические сотрудники, пока еще задействованные в производстве программ, не имеют такой возможности. Об этом некоторые из них сообщили корреспондентам журнала «Верайети» (Variety).
«Сотрудники, которые получают меньше всего, имеют самое плохое медицинское обеспечение и хуже других умеют им пользоваться, поэтому они находятся под давлением и вынуждены подвергать себя опасность при появлении на работе, — говорит один помощник продюсера. — Если мы остаемся дома, мы можем получить бюллетень на несколько дней, но когда предоставленные по болезни дни закончатся, нам не будут платить заработную плату… однако мои боссы считают так: „Если ты заболел, это твоя вина". И они говорят так во время пандемии».
Когда угроза пандемии неизбежно ослабнет, еще одним серьезным вызовом для этой индустрии будет пересмотр календаря проведения ежегодных церемоний для вручения наград, разного рода торжественных мероприятий и премьер, поскольку все они были перенесены на второю половину этого года, а также на 2021 год. Кинофестиваль «Трайбека» (Tribeca Film Festival), Конференция национальной ассоциации телерадиовещателей (National Assn. of Broadcasters conference), ежегодный фестиваль комиксов, научной фантастики и фильмов WonderCon, Международный кинофестиваль в Гонконге (Hong Kong Filmart), Премия Американского института киноискусства за прижизненные достижения (AFI Life Achievement Award) — все они входят в длинный список событий и мероприятий, которые могут быть «возрождены» во второй половине года. Многие считают, что Каннский кинофестиваль, который обычно проходит с 12 по 23 мая, будет либо отменен, либо перенесен с учетом ограничений на количество людей в одном месте, введенного недавно французским правительством. Международный фестиваль рекламы и маркетинга «Каннские львы» (Cannes Lions) зарезервировал запасной вариант проведения в конце октября на тот случай, если нельзя будет провести это мероприятие в запланированные сроки с 22 по 26 июня.
Перспектива переноса такого события как Летние Олимпийские игры в Токио (их проведение намечено на период с 24 июля по 9 августа) на лето 2021 года представляет собой пример временного сдвига, который вызовет глобальный волновой эффект — для спортсменов, которые должны будут затратить большие усилия, чтобы туда попасть, для Международного олимпийского комитета и его партнеров, для рекламодателей и для телекомпаний, которые заплатили большие деньги за право трансляции этих Игр. Кроме того, те две недели, в течение которых раз в два года проходят Олимпийские игры, оказывают влияние на все — от стратегии определения телевизионных премьер до фестивалей и конференций.
Масштабы ущерба, вызванного пандемией COVID-19, пока еще сложно оценить, поскольку количество подтвержденных случаев заражения увеличивается, а экономика спотыкается. Все секторы в медийной области и в области развлечений пострадают, поскольку города и штаты вводят запреты на крупные публичные мероприятия, а работодатели настоятельно призывают — в некоторых случаях даже весьма настоятельно — к тому, чтобы сотрудники работали удаленно из дома. Еще не было случаев в последнее время, чтобы игры Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), Национальной хоккейной лиги (НХЛ) или Национальной ассоциации студенческого спорта (НАСС) были прерваны в середине сезона, не говоря уже о перенесении на более поздний срок предстоящего сезона Главной бейсбольной лиги (ГБЛ). Пока Национальная футбольная лига (НФЛ), игры которой начинаются только в сентябре, заявила о том, что ее сезон начнется вовремя.
«Когда почти все соревнования в основных видах спорта перенесены или отменены, мы, скорее всего, станем свидетелями большого эксперимента, в ходе которого, судя по всему, будет обнажена экономическая составляющая наследия телевизионного бизнеса, — подчеркнул аналитик банка «Барклайз» (Barlays) Кэннан Венкатешвар (Kannan Venkateshwar) в опубликованной 12 марта аналитической записке. Он назвал передачи о спортивных соревнованиях в прямом эфире «последним оставшимся якорем» традиционного телевещания и кабельных телеканалов.
Серьезная дополнительная работа, связанная с изменением даты выпуска, обойдется в миллионы долларов, которые будут потрачены на глобальный маркетинг и рекламу. Производственные компании поднимут цены за дополнительную работу над проектами (основная работа будет уже в полном разгаре) в период неожиданно возникших «темных недель». Задача, связанная с перенесением сроков музыкальных туров и других концертов, показывает, что часто подобные мероприятия планируются на годы вперед, и будет крайне сложно найти другую возможность в графике артистов, а также подобрать соответствующие свободные площадки.
Так, например, быстрое перенесение сроков премьерного показа компанией «Юнивёрсал» фильма «Форсаж 9» (Fast and Furious 9) с запланированного 22 мая на апрель 2021 года заставит потратить на дополнительную работу миллионы долларов. Более того, на один год будет отброшена вся тщательно подготовленная работа перед премьерным показом фильма «Форсаж 9». Девятая серия займет место, зарезервированное прежде для десятого выпуска этой франшизы.
Компания «Дисней» была вынуждена перенести давно ожидаемую премьеру фильма «Мулан» (Mulan) с особой программой с 27 марта на другую дату, которая пока еще не определена. Компании «Эм-джи-эм» (MGM) и «Юнивёрсал» в числе первых сделали это и перенесли премьерный показ своей новой бондианы «Не время умирать» (No Time to Die) с начала апреля на конец ноября. Компания «Парамаунт пикчерс» (Paramount Pictures) вынуждена была отказаться от показа фильма «Тихое место 2» (A Quiet Place Part II) всего за неделю до запланированной премьеры в кинотеатрах.
«Перенос на 2021 год или на ещё более поздний срок может оказаться более сложной задачей, поскольку компания „Дисней" уже занималась нормализацией графика своих ранее намеченных премьерных показов как по количеству, так и по жанрам, — говорит Венкатешвар. — Это может заставить ее искать альтернативы тому, как получить выгоду от этих проектов, особенно тех из них, у которых не будет широкого проката или имеют небольшие бюджеты».
Для таких более мелких игроков как Lionsgate, MGM и STX необходимость довести завершенные кинофильмы до кинотеатров может создать проблемы в связи с получением прибыли и потоками наличных, а произойдет это в том случае, если запреты показов будут распространены на основные площадки. Никто не может сегодня сказать, когда вновь откроются кинотеатры на двух крупнейших рынках — в Нью-Йорке и в Лос-Анджелесе, поскольку их мэры Билл де Блазио (Bill de Blasio) и Эрик Гарсетти (Eric Garcetti) уже объявили об их закрытии.
«Сейчас бизнес испытывает долговременный шок, а еще возник краткосрочный шок в связи с платежеспособностью, — говорит Джеймс Энджел (James Angel), профессор финансов Джорджтаунского университета (Georgetown University). — У бизнеса возникли проблемы с движением наличных средств, и в итоге компании могут объявить дефолт по долговым обязательствам. После этого волновой эффект затронет всю экономику».
Кинопрокатчики тоже оказались на передовой линии фронта экономического кризиса, вызванного вспышкой коронавируса. Джефф Логан (Jeff Logan), владелец компании «Логан лакшэри театерз» (Logan Luxury Theaters), у которого три кинотеатра в штате Южная Дакота, назвал «страшной» нынешнюю угрозу общественному здоровью и вероятные потери у бизнеса. По его словам, если количество продаваемых билетов сократится, то его компания будет вынуждена до предела сократить количество сотрудников.
«Нынешний кризис затрагивает всех, — подчеркивает он. — Посмотрим, насколько плохой окажется в конечном итоге ситуация. Конечно, положение у кинотеатров будет разным, и многое будет зависеть от того, какими будут их потери. Если владелец сам себя финансирует и не должен никому денег, то у него будут другие оперативные расходы».
Помимо центральных премьер, будут и другие потери, связанные с изменением графика. Приключенческий боевик «Налитый кровью» (Bloodshot) компании «Сони пикчерс» (Sony Pictures) с Вин Дизелем (Vin Diesel) в главной роли был сделан, в основном, в надежде на капитализацию привлекательности этого звездного актера в Китае.
Однако фильм оказался в Срединном королевстве 13 марта, то есть, в тот момент, когда введенный карантин и закрытие кинотеатров сильно повлияли на показатели кассовых сборов.
Когда для такого значительного количества крупных фильмов подыскиваются новые сроки премьерных показов, возникает засуха во время самого важного летнего периода, а затем в конце года или уже в следующем году образуется узкое бутылочное горлышко в области кассовых сборов.
А пока неразбериха с фестивальными мероприятиями представляет собой серьезную проблему для продюсеров, которые рассчитывают повысить продажу билетов и вызвать необходимый ажиотаж за счет церемоний вручения наград.
Продюсер Кристин Вашон (Christine Vachon), соучредитель компании «Киллпр филмз» (Killer Films), вынуждена была отказаться от показа триллера «Ширли» (Shirley) с участием Элизабет Мосс (Elisabeth Moss) на кинофестивале «Трайбека» в этом году, который должен был проходить с 15 по 26 апреля. По информации на 13 марта, Вашон продолжает работать над сериалом компании «Нетфликс» под названием «Халстон» (Halston), в котором Юэн Макгрегор (Ewan McGregor) играет роль знаменитого дизайнера.
«С учетом сложившихся обстоятельств, у фестиваля „Трайбека" нет другого выбора, — сказала Вашон в беседе с корреспондентом журнала Variety. — Хотя все это ужасно разочаровало кинематографистов, планировавших показаться свои фильмы в рамках фестиваля „South by Southwest", или „Трайбека", пока еще слишком рано говорить о том, как мы будем выходить из этого положения. На самом деле я не знаю».
Невозможность предсказать, когда рабочие условия вернуться к нормальному состоянию, также означает, что киностудии не могут заняться перенесением сроков проведения съемок. Это, несомненно, приведет к образованию периода хаоса, и нужно будет выяснить график работы пользующихся спросом актеров, обычных продюсеров, исполнительных продюсеров на телевидении, и огромного количества критически важных в производстве сотрудников. По мнению инсайдеров этой отрасли, некоторые проекты будут просто отменены. Некоторые фильмы, которые были уже почти готовы к прокату в кинотеатрах, вероятно, будут направлены прямо в распоряжение стриминговых компаний. А некоторые пилотные телевизионные проекты, работа над которыми была внезапно прекращена, не будут возобновлены, по крайней мере, в ближайшее время.
Возникшая неразбериха заставит компании тщательно проанализировать расходы на фестивали, конференции, презентации, рекламные акции, а также на отношения с компаниями по маркетингу. Все это происходит как раз в то время, когда крупнейшие медийные конгломераты приходят в себя после целой серии слияний и поглощений, которые привели к увеличению долгов и большему давлению из-за необходимости экономить средства за счет более крупных синергетических акций.
«Если все мероприятия будут отменены и возникнут потери, то все эти проекты уже не смогут остаться в своих первоначальных рамках», — говорит руководитель одного из самых крупных конгломератов в этой области.
Некоторым людям могут показаться легкомысленными рассуждения о переносе премьерных показов и фестивалей на фоне разворачивающегося в национальном масштабе кризиса в области здравоохранения. Однако даже самые популярные кинофильмы представляют собой результат напряженной работы членов съемочных групп, сценаристов, режиссеров и сотрудников киностудий, которые страдают в том случае, если производственный процесс останавливается, а на горизонте маячат увольнения.
Энджел из Джорджтаунского университета считает, что единственно правильной постановкой вопроса о рецессии следует считать такой: не если, а когда. Даже если распространение коронавируса пойдет на спад, рецессия вызовет значительное сокращение в расходах за рамками жизненно необходимых, и это будет происходить как раз в тот момент, когда Голливуд ставит во главу угла непосредственный контакт с потребителями, а также новые стриминговые услуги по подписке. Расходы на рекламу войдут в классический цикл бума и спада, который эта легковесная экономика пыталась избегать в течение десятилетия. Но, как показывают серьезные колебания на фондовом рынке в этом году, коррекции придется ждать очень долго.
«Это можно сравнить с прокатившимся пожаром. Условия становятся все более неблагоприятными, а в конце экономического цикла всех ожидает очень сухой остаток, — отмечает Энджел. — Сегодня мы к этому готовы. Но после пожара все друг начинают рассуждать примерно так: „А нужно ли нам восстанавливать дом на том же самом месте?"».
Еще до начала кризиса с распространением COVID-19 в прошлом месяце экономические опасения стали заставлять компании принимать трудные решения о том, куда следует направлять средства. Медийные компании и компании, работающие в области развлечений, уже находятся в сложнейшем переходном периоде, примером которого может служить переход от линеарных к стриминговым платформам. Три крупнейших конгломерата в этом секторе — «Дисней», «Комкаст» (Comcast) и «Эй-ти анд ти» (AT&T) — все еще находятся в процессе перестройки после масштабных сделок по слиянию и поглощению.
Однако реакция общества на все более масштабное распространение коронавируса была воспринята лидерами этой отрасли как нокаутирующий удар. Количество закрытий стало быстро увеличиваться после того, как президент Дональд Трамп в мрачном обращении к нации в прямом эфире 11 марта заявил, что Соединенные Штаты в качестве превентивной меры прекращают транспортное сообщение с Европой.
Люди тут же раскупили все, что было на полках в продуктовых магазинах, рассчитывая таким образом подготовиться к соблюдению требований о физической дистанции в общественных местах или даже к введению личного карантина. Только за последние несколько дней панические настроения росли по экспоненте, а фокус сместился от специальных рекламных акций (FYC events) и пилотных сезонов в сторону накоплений и мер в области общественного здравоохранения. Этот поворот на 180 градусов на коллективном уровне тревожности ощущается как на Уолл-стрит, так и в торговых центрах.
«Рынки очень не любят неопределенность. Коронавирус создает такое количество неопределенности, которое мы не видели в течение пары десятилетий», — отмечает Эрик Гордон (Eric Gordon), доцент Школы бизнеса им. Стивена Росса Мичиганского университета (University of Michigan's Ross School of Business).
Среди действующих игроков в индустрии развлечений вызванная вспышкой коронавируса рецессия колеблется в таком диапазоне — от плохого к худшему.
Сегодняшние медиакомпании в значительной степени вертикально интегрированы и делают деньги различными способами. Это означает диверсификацию и меньшую зависимость от одного конкретного вида бизнеса. Но это также может нанести разрушительные удары по различным сегментам. Как бы то ни было, страх перед COVID-19 углубил и расширил глобальный рынок для средств массовой информации и индустрии развлечений.
Посмотрите, например, на компанию «Комкаст», в состав холдинга которой входят интернет-сервисы и кабельные коммуникации; у компании «Эн-би-си Юнивёрсал» имеются вещательные подразделения и кабельные сети, а у Европейского спутникового вещателя «Скай» (Sky) есть также киностудия и тематический парк. Киностудии и тематические парки, скорее всего, пострадают и почувствуют боль, считает Крейг Моффетт (Craig Moffett), аналитик компании MoffettNathanson. Оба тематических парка компании «Юнивёрсал студиос» (Universal Studios) будут закрыты до конца этого месяца для того, чтобы предотвратить распространение коронавируса среди большого количества людей, а это очень серьезная проблема для начала весеннего сезона во Флориде.
Возможность переноса Олимпийских игр с лета нынешнего года на какой-то другой срок является очень плохой новостью для компании «Эн-би-си Юнивёрсал», обладающей правами показа этих Игр до 2034 года. Кроме того, это будет иметь негативные последствия для этой компании в ее войне в области стримингового бизнеса с платформой «Пикок» (Peacock), начало которой запланирована на 15 июля, за неделю до запланированного начала Олимпийских игр.
«Если Олимпийские игры будут отменены, компания „Комкаст" просто потеряет весь доход и маркетинговые усилия накануне Олимпиады, она также лишится основы своей стратегии по запуску платформы „Пикок", — подчеркивает Моффетт. — Им придется переделать ее и связать чем-то менее уникальным и, возможно, менее перспективным».
Если исходить из того, что экономика движется в сторону полноценной рецессии, то соответствующее численное увеличение домохозяйств, — дети возвращаются к своим мамам и папам, люди приглашают дополнительных квартиросъемщиков, чтобы заплатить за аренду жилья, — нанесет еще один удар по широкополосному интернет-бизнесу компании «Комкаст».
Решение компании «Дисней» временно, начиная с 14 марта, закрыть двери Диснейлендов, было сделано немного раньше решения компании «Юнивёрсал студиос» относительно ее собственных парков. Парки компании «Дисней» во Флориде и в Париже вскоре тоже объявили о намерении закрыться, а это означает, что все парки компании «Дисней» по всему миру будут закрыты в течение марта. Круизные морские линии компании «Дисней» тоже приостанавливают работу.
Большое количество тематических парков вскоре последовали этому примеру. Подобные решения, ликвидирующие прибыль, принимаются для того, чтобы остановить распространение коронавируса.
«Это такая ситуация, при которой правильное поведение принесет большую пользу, — говорит Питер Лигуори (Peter Liquiori), бывший президент компании „Фокс энтертейнмент" (Fox Entertainment) и бывший генеральный директор компании „Трибьюн медиа" (Tribune Media). — Это не та ситуация, когда нужно думать о контроле за убытками. Это вызов, связанный с возможностью продолжения бизнеса».
Влияние на балансовую ведомость компании «Дисней» будет иметь важное значение. Тематические парки, специальные путешествия (на круизных лайнерах) и потребительские товары принесли примерно половину — 45% — операционных доходов в прошлом году. Каждый день, когда парки компании «Дисней» внутри страны закрыты, обходится компании от 20 миллионов до 30 миллионов долларов, считает Ванкатешвар из банка «Барклайз».
«Уорнермедиа» (WarnerMedia), дочерняя структура компании «Эй-ти энд ти», как и компания «Комакаст», назначила презентацию своей большой стриминговой платформы на май, и то же самое можно сказать о планах компании «Эйч —би-оу макс» (HBO Max). Что касается «Эй-ти энд ти», то у этой компании есть проблемы с долгом. Среди всех крупных компаний с медийными холдингами «Эй-ти энд ти» имеет самую большую долю заемных средств.
«Для них это проблема, поскольку они не растут, — говорит Моффетт. — Их бизнес сжимался еще до наступления рецессии. А в случае рецессии их коммерческий кабельный бизнес, который по объему сопоставим со всей компанией „Уорнермедиа", становится крайне цикличным и, судя по всему, он будет сокращаться довольно агрессивно».
Что касается «Директ ти-ви» (Direct TV), дочернего подразделения компании «Эй-ти энд ти», то оно столкнется с конкуренцией со стороны многочисленных дешевых фирм в области стриминга. Кроме того, оно никогда раньше не сталкивалось с подобной задачей в период бюджетных сокращений. Но и это еще не все. Помимо отсутствия доходов телеканала по подписке «Ти-эн-ти» (TNT) из-за приостановки игр баскетбольной лиги НБА, «ее киностудия скоро столкнется с месяцами пустых кинотеатров, а в это время готовится запуск платформы «Эйч-би-оу макс».
«Они делают ставку на премиальную цену в тот момент, когда их конкуренты запускают похожие проекты по значительно более низкой цене, а потребители в этот период столкнутся с настоящим экономическим стрессом, — говорит Моффетт. — В целом, создается впечатление, что сегодня все направления в работе компании AT&T находятся в невыгодном положении».
Возможно, единственным светлым моментом для этих компаний служит все более масштабный запрет на собрания в общественных местах, и все больше людей работают сегодня удаленно из дома, поэтому стриминговые сервисы, — например, «Дисней плас», «Эйч-би-оу макс» и «Пикок» — получат, вероятно, большее количество подписчиков.
Вместе с тем сам момент образовавшейся паники в связи с пандемией коронавируса представляет собой большую проблему для компании «Виаком Си-би-эс» (ViacomCBS), которая уже столкнулась с трудностями, пытаясь убедить Уолл-стрит в том, что эта более крупная компания имеет здоровую программу для будущего роста. Обвал на глобальном рынке акций, произошедший в течение последних недель, более чем наполовину сократил 30 миллиардную рыночную капитализацию компании «Виаком Си-би-эс». Опасения по поводу пандемии коронавируса положили конец 11-летнему «бычьему» периоду на Уолл-стрит, и выбраться из образовавшейся ямы стало уже намного сложнее. Акции «Виаком Си-би-эс» стали стоить меньше 20 долларов, что произошло впервые после декабря 2010 года.
Но даже если убытки будут расти, компаниям следовало бы обратить внимание на ту цену, которую может заплатить общество в результате возникшего кризиса в области защиты здоровья людей. «Доверие — это единственная вещь, от которой сегодня зависит все, — говорит Лигуори. — Если действовать прозрачно и честно, то это в конечном счете будет выгодно крупным потребительским бизнесам. Руководствоваться этим подходом и фокусировать свое внимание на людях, работающих в этом бизнесе, — будет правильным выбором».
Ребекка Рубин (Rebecca Rubin), Рамин Сетудех (Ramin Setudeh) и Тодд Спэнглер (Todd Spangler) приняли участие в подготовке этой статьи.