22 марта один миллиард индийцев самоизолировался, вняв призывам премьер-министра Нарендры Моди и продемонстрировав свое единство в борьбе против Covid-19. Трогательным был конец этого дня, когда все население в едином порыве выразило свою благодарность медицинским работникам аплодисментами и громкими звуками. Однако этот момент был отравлен утверждениями некоторых граждан, даже весьма образованных, которые заявили, что эхо от этих звуков усиливает циркуляцию крови в организме и делает вирус неэффективным. Некоторые суперпослушные граждане, в том числе, из районного магистрата в Пилибхите, возглавили эту шумную звуковую процессию, не соблюдая безопасную дистанцию. В социальных сетях подобно снежному кому разрослась история о том, будто вирус действительно «пошел на убыль», что доказывают данные со спутников НАСА. Из-за этого правительство страны попросило компании социальных сетей помешать распространению дезинформации.
Но это была далеко не первая демонстрация суеверия. Министр по вопросам социальной справедливости и правам женщин счел уместным возглавить толпу людей, которые скандировали: «Уходи, корона, уходи». Такое действо вдохновило многих. Собрались еще большие толпы людей, причем даже в таких местах, как город высоких технологий Бангалор. Люди пили коровью мочу, поверив, что она предохраняет от вируса (и зажимали при этом носы), а их подбадривали аплодисментами государственные чиновники. Нет нужды говорить о том, что к таким действиям людей косвенно подтолкнул департамент науки и технологий, выделивший средства на проведение исследований по теме «Продукты из местных коров. Индийская программа SUTRA-PIC».
Такой дефицит научных знаний далеко не впервые поднимает свою уродливую голову и подчеркивает глубоко укоренившийся в нас парадокс.
С одной стороны, индийцы широко используют современные технологии в повседневной жизни. Мобильные телефоны и пренатальная диагностика глубоко проникли в самую отдаленную сельскую местность. Все население грезит индийской межпланетной миссией «Чандраян-2». А с другой стороны, эти же самые люди не желают признавать науку, лежащую в основе данных технологий. У них отсутствуют даже зачатки научного мышления, когда надо понять самые простые природные явления. В периоды солнечного и лунного затмения вся страна прекращает работу, беременных женщин сажают в клетки, люди выбрасывают еду, а студенты, инженеры и даже ученые смотрят затмения по телевизору вместо того, чтобы вживую наблюдать это прекрасное зрелище, изучать его и учить других. Утверждение о том, что коровьей мочой можно излечиться от Covid-19, является прямым следствием глубоко укоренившегося дефицита научного склада ума даже у самой образованной части нашего населения.
Сделав Индию республикой, наши лидеры заявили о том, что формирование научного мышления является приоритетом для народа страны. Еще в 1958 году парламент принял резолюцию о политике в области науки, в которой говорится: «Активное и масштабное содействие развитию науки… радикально изменило материальную среду человека… дало ему новые инструменты мышления, расширило его умственные горизонты, повлияло на основополагающие жизненные ценности и придало цивилизации новые жизненные силы и динамизм… Государство решило… развивать и поддерживать науку и научные исследования… фундаментальные, прикладные и образовательные».
На самом деле, научный настрой общества — это основополагающий долг, закрепленный в конституции. И это не просто слова. Специально для развития науки были созданные крупные ведомства, занимающиеся ее финансированием. В стране возникло больше количество щедро финансируемых передовых институтов, которые сегодня находятся на уровне мировых стандартов. Научные курсы существуют почти во всех университетах. Более того, естественнонаучные дисциплины включены в качестве обязательного предмета в школьное образование.
Почему же в таком случае у нас так широко распространились и глубоко укоренились ненаучные умонастроения?
Безусловно, здесь во многом виновато школьное образование. В нем ценится информационная нагрузка в ущерб пониманию, а обучение на практике задвинуто на второй план. Возникла целая культура беспрекословного повиновения. Кроме того, отсутствует четкое понимание того, зачем у нас преподают естественнонаучные дисциплины. Мы думаем только о том, как их преподавать. О науке думают как о предмете, а не как об образе жизни.
А еще нам надо внимательнее присмотреться к культуре, существующей в научных учреждениях. Научными лабораторными исследованиями лишь в малой степени движет любознательность. В основном в их основе лежит стремление обеспечить себе безбедное существование и прославиться. У нас нет потребности в научном методе как в образе жизни.
Далее, ученые обычно очень далеки от начального научного образования, и по всей видимости, вполне удовлетворены тем, что снимают всплывающие наверх сливки, нимало не заботясь о безграмотной в научном плане людской массе, которая остается внизу. И наконец, очень немногие ученые общаются с рядовой аудиторией, со средствами массовой информации и с органами власти. А государство не требует от живущих на средства налогоплательщиков научных учреждений налаживать контакт с обществом и образовывать его. Например, оно даже не применяет закон, запрещающий кабельному телевидению показывать программы, пропагандирующие суеверия и слепую веру.
Кто-то может сказать, что если спрятаться дома во время затмения, это никому не навредит. Но отсутствие научного понимания того, как ведет себя коронавирус, как он распространяется, почему надо соблюдать дистанцию между людьми, и почему вредны массовые сборища, лишь усиливает нынешний кризис.
Говоря о пандемии Covid-19, можно с полной уверенностью сказать: «Что посеешь, то и пожнешь»,