Скандал с масками в Укрзалізниці набирает обороты. В Полтавской области в депо «Кременчуг» машинистам выдавали самодельные маски из обычных бумажных салфеток. Таким образом люди должны были защищаться от коронавируса.
Однако руководство Укрзалізниці(Украинские железные дороги — прим. ред.) вместо того, чтобы пояснить ситуацию, поспешило заверить всех, что эта информация является фейком. Поэтому мы решили продолжить наше расследование и выяснили, что же на самом деле происходит со средствами защиты.
В Укрзалізниці отделались отговорками
Заявление о том, что наша информация о салфеточных масках для железнодорожников является фейком, выдал департамент информационной политики Укрзалізниці. Причем сначала, 8 апреля, в пресс-службе отказались комментировать данный факт, однако когда публикация разошлась в сети, решили все-таки попытаться исправить ситуацию.
Заместитель этого департамента Сергей Щур так пояснил позицию: «Мы не опровергаем, что такие случаи были, когда людям выдавали самодельные маски. Но это было только два дня, когда только объявили карантин. Тогда не было масок, и поэтому на протяжении двух дней железнодорожникам выдавали такие маски. Но уже с 14 марта их начали обеспечивать масками, закупленными у производителей».
Ведомство решило обвинить журналистов
На сайте ведомства в тот же день сообщили, что 8 апреля депо «Кременчуг» получило 750 масок и 300 респираторов, а также 46 литров антисептика. Если учесть, что в этом депо работает 400 человек, то на каждого придется по 2,5 маски или респиратора. Кроме того, учитывая, что каждый день в рейс железнодорожники должны брать по 200 мл антисептика, этого запаса в 46 литров хватит только на 230 человек.
На деле же все и вовсе намного печальнее. По словам местных железнодорожников, им пришлось долго защищаться обычными бумажными салфетками. Этот факт также подтверждают в Свободном профсоюзе локомотивного депо «Кременчуг».
Маски сделали из салфеток и канцелярских резинок
Там даже сняли видео 22 марта и показали, как в этот день машинисту Максиму Москальцу и его помощнику выдали в рейс бумажную самодельную маску, одеть которую нужно с помощью канцелярских резиночек. В ролике он пытается надеть такую маску на себя, но, естественно, ничего у него не получается.
Масок нет, но вы держитесь!
«С момента начала карантина в депо никаких средств защиты не было. Я даже написал заявление на оплату простоя по ч. 3 ст. 113. в связи с тем, что есть угроза моей жизни и здоровью. И сказал начальнику, что выйду на работу только после того, как мои коллеги будут обеспечены хотя бы масками», — рассказал нам заместитель главы Свободного профсоюза депо «Кременчуг» Максим Москалец.
По словам Максима, они не видели никаких средств защиты, выданных компанией Укрзалізниця. «Мы все покупаем за счет профсоюза и спонсоров. Или изготавливаем своими руками. Там глава Укрзалізниці отчитывался, на сколько миллионов они закупили масок и прочего. Мы этого не видели. Про перчатки это вообще смешно. По моим данным, за все время карантина нам присылали 1тысячу 100 масок», — уверяет Максим.
По его словам, железнодорожников ознакомили с документом, где написано какие средства защиты они должны получить перед рейсом. «Там написано — 1 маска на 3 часа. Мой рейс длится 12 часов, значит, мне должны дать 4 маски. Также должны выдать очки и перчатки. Мы люди не принципиальные, вы нам хотя бы маски дайте», — продолжает Максим.
Глава Свободного профсоюза работников этого депо Сергей Москалец добавляет: маски для работников помогали покупать спонсоры — бывший глава железной дороги Виктор Остапчук, фабрика Харьков бисквит и Юридическая академия им. Ярослава Мудрого.
«А наш начальник депо закупает материал через интернет и работники планового отдела, отдела охраны труда шьют дома многоразовые маски и приносят нам. А позавчера секретарь профкома ездила на трикотажную фабрику в Горишни плавни и заказывала там маски. А то, что якобы передала нам Укрзалізниця, мы не видели», — подчеркивает Сергей Москалец.
Один из помощников машиниста этого депо на условиях анонимности также рассказал, что у них происходит со средствами защиты. «Действительно такие маски из салфеток нам выдавали. Естественно, ни от чего они не защищают. Потом стали шить многоразовые маски прямо в депо. Как начальник нам сказал, «из штор». Ткань как на шторы используют. Были и из марли, на веревочках. Такие многоразовые маски выдают под роспись, никому ты ее передавать не имеешь права.
Никаких перчаток я не видел, работаем в своих, из ткани, которые выдают раз в месяц. Что касается дезинфекторов, то выдают какие-то специальные таблетки, которые растворяются в воде. Набираем в бутылку и берем с собой в рейс. Говорят, где-то еще есть защитные костюмы, но нам тоже этого не давали, может на складе лежат, на случай комиссии», — поделился помощник машиниста.
«Может вам адрес дать, где деньги храню?»
В самом депо «Кременчуг» уверяют — Укрзалізниця обеспечивает масками предприятие на все 100%. «Почему вы себе позволяете такие выпады в адрес железной дороги? Нет бы в такое трудное время сказать, что тут делается то-то и то-то. Нет, вы ищите негатив. И вообще, я же не спрашиваю, сколько вам масок выдают. Может, вам еще мой адрес назвать, где я деньги храню, или дать номер банковской карточки?» — никак не мог прийти в себя от возмущения начальник депо «Кременчуг» Евгений Белоцерковец. «Я вам повторяю, наше предприятие обеспечено на 100% средствами индивидуальной защиты и поставки от Укрзалізниці нам идут», — несколько раз повторил он.
Кстати, проблема с обеспечением масками существует не только в Полтавской области. По словам главы Свободного профсоюза железнодорожников Украины Валерия Петровского, везде маски выдают в недостаточном количестве. «Они вроде и есть, но не в том количестве, которые предусмотрены минздравом. Ведь маски надо менять каждые три часа, но такого количества масок нет. Особенно это касается бригад, которые подвозят железнодорожников на работу», — говорит Петровский.
Также он отмечает, что серьезный источник инфекции может быть и в так называемых бригадных домиках. Это там, где машинисты должны отдыхать во время рейса. Поскольку поездки занимают много часов, то в этих домиках порой собираются по 40 — 60 человек для отдыха. «Не продумана система. В условиях карантина можно было бы сделать более короткие расстояния, чтобы они ночевали дома», — говорит Петровский.
Реакции пока нет
Мы попросили комментарий и у экс-депутата, члена наблюдательного совета Укрзалізниці и руководителя комитета по вопросам борьбы с коррупцией Сергея Лещенко. Однако он нам ответил: «Члены наблюдательного совета не имеют права комментировать ничего, кроме того, что решено самим наблюдательным советом».
На уточняющий вопрос о том, что такая ситуация должна заинтересовать его как руководителя комитета по вопросам борьбы с коррупцией, Сергей еще раз сообщил, что ему запрещено общаться с прессой.
«Если у вас есть информация о воровстве на железной дороге, прошу направить ее удобным для вас способом для принятия мер», — посоветовал член наблюдательного совета.