Правительство Украины в рамках борьбы с кризисом планирует создать 500 тысяч рабочих мест. Об этом сообщил премьер-министр Денис Шмыгаль в эфире одного из украинских телеканалов. «Уже в мае стоит задача создать 500 тысяч новых рабочих мест, чтобы Украина не оказалась на пороге еще более глубокого экономического кризиса», — заявил глава правительства.
Цель, как говорится, благородная. Ведь из-за карантина, введенного вследствие пандемии коронавируса, десятки, а то и сотни тысяч человек уже потеряли работу, и непонятно, какое количество граждан ожидает та же судьба в скором будущем. Особенно пострадали туризм, гостинично-ресторанный бизнес, пассажирские перевозки, сфера услуг, event-индустрия.
Людей увольняют или отправляют в неоплачиваемый отпуск, некоторые компании бодрятся и утверждают, что скоро все наладится, но, на самом деле, уже понимают, что в ближайшее время будут вынуждены закрыться. И не факт, что они откроются снова. По крайней мере, вскоре после завершения карантина.
Капля в море
500 тысяч новых рабочих мест — много это или мало? Откуда взялась эта цифра? Реалистично ли создание такого количества вакансий в условиях экономического спада? Решит ли появление стольких рабочих мест проблему безработицы? В каких секторах экономики будут созданы эти рабочие места? Ну и, наконец, откуда взять средства на финансирование этой программы? На все эти вопросы правительство пока не дает ответов, несмотря на то, что до мая осталось чуть более двух недель.
По словам эксперта института Growford Алексея Куща, совершенно непонятно, на чем построены расчеты, которые показали возможность создания на Украине именно такого количества рабочих мест. «Либо это абсолютно ничем не оправданный оптимизм, либо — очередной медийный вброс», — сказал Кущ в комментарии «Апострофу».
Эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Егор Киян в разговоре с изданием отметил, что недостаточно просто объявить о создании какого-то количества рабочих мест — важно их создать в ключевых отраслях экономики.
«Зная, как это обычно делается нашим правительством, не исключено, что все сведется к рытью траншей, что называется, отсюда и до обеда», — считает эксперт.
Вместе с тем, данная программа может в некоторой степени снять социальную напряженность в стране, вызванную кризисом и ростом безработицы.
«Но 500 тысяч — это капля в море. Тем более, если эти рабочие места будут созданы не в ключевых сферах, а, как говорится, на авось. Это не даст желаемого результата», — сказал Киян, добавив, что для властей это, скорее, является имиджевым проектом, и при этом есть риск, что в реальности ничего в этом направлении сделано не будет.
Алксей Кущ согласен, что названное правительством количество новых вакансий не решит проблему занятости, так как работу могут потерять, в случае развития крайне негативного сценария, миллионы человек.
«На фоне этих миллионов создать 500 тысяч — разве что в таком варианте это может реализоваться», — подчеркнул специалист.
Вместе с тем, экономическая наука говорит о том, что падение ВВП на 2-2,5% приводит к потере примерно 1% рабочих мест.
«Таким образом, если в Украине ВВП упадет на 5% (правительство прогнозирует 3,9%, Bank of America — 5,6% — прим. «Апострофа»), то примерно на 2,5% от экономически активного населения, включая штатных работников, самозанятых, а также тех, кто работает в «теневом» секторе, может сократиться количество рабочих мест. А, если экономика упадет на 10%, то потеря (рабочих мест) составит до 1 миллиона», — добавил Кущ.
И это еще не самый плохой вариант — ведь количества занятых в «теневой» экономике точно не знает никто. К тому же есть риск массового возвращения в страну трудовых мигрантов — не только нелегалов, но и тех, кто трудоустроен официально, поскольку в странах Европы, например, в Испании или Италии могут начаться серьезные экономические проблемы. И эти люди лишь пополнят армию безработных.
Надо понимать, что государство может влиять только на официальный сектор занятости — предоставлять некие льготы, дотации, создавать различные стимулы.
«Бороться с безработицей на «теневом» рынке труда — такого еще в мире никто не придумал. Что касается внешнего сектора, ведь не может же наше правительство выделять дотации польским фирмам, чтобы они не увольняли украинских работников. Хотя на фоне предоставления гуманитарной помощи Албании и такая идея могла бы пройти (Украина окажет Албании помощь на 10 миллионов гривен для преодоления последствия землетрясения, произошедшего в ноябре 2019 года, — прим. «Апострофа»)», — говорит Алексей Кущ.
Тактика без стратегии
Однако у правительства даже в столь сложных условиях есть возможности улучшить ситуацию. «Государство должно переориентировать всю систему госзаказов на закупку отечественных товаров и услуг, в течение года, может быть двух лет проводить политику жесткого протекционизма, создать новые производства путем предоставления государственных инвестиций и льготных кредитов — заявил Кущ. — Однако глядя на наших министров, я понимаю, что все будет с точностью до наоборот».
Егор Киян, в свою очередь, отмечает, что власти с начала эпидемии боролись с «симптомами» связанного с коронавирусом кризиса. «Но стратегическое мышление у них отсутствовало. А теперь, по прошествии месяца (после введения карантина — прим. «Апострофа») они начали задумываться о перспективах», — констатирует эксперт.
Кроме того, нужно понимать, что коронавирус — это серьезная, но, все же, будем надеяться, временная проблема. Поэтому правительству нужно смотреть в будущее дальше, чем на несколько месяцев вперед. То есть речь, опять-таки, о стратегическом планировании.
«Что делать с экономикой в целом? С отраслями, которые, вроде как, работают, но производство падает? Металлургия, тяжелая промышленность, химическая промышленность — их никто не спасает, но им надо помогать», — заявил специалист.
Но что мешает властям сделать все, как надо? «В нашем правительстве формируются не смыслы, а некие внутренние корпоративные идеи по поводу того, как просуществовать несколько месяцев, причем в отрыве от потребностей экономики, — говорит Алексей Кущ. — При этом транслировать обществу что-либо у правительства нет особого желания, поэтому эта сфера отдана на откуп людям, которые к правительству никакого отношения не имеют, — пиарщикам, медийным экспертам (так было, например, с предыдущим кабмином, который поручил подготовку отчета своей работы пиар-агентству), которые читают в новостной ленте, что делается в других странах, и переносят все это на Украину, в результате чего выходят такие несуразные вещи, как высказывания премьера».
С миру по нитке
О чем не сказал Денис Шмыгаль, так это о том, за счет чего будет финансироваться программа создания рабочих мест. Украинским властям даже в «тучные» годы не особо удавалось что-либо сделать на этом поприще, что уж говорить о нынешней ситуации, когда бюджет хронически не выполняется, а экономика катится под откос.
Егор Киян также обратил внимание на то, что речь идет не об абстрактных рабочих местах, а о конкретных вакансиях. А для их замещения нужны кадры с соответствующей квалификацией. А если такой квалификации нет, людей нужно переобучать. «Расходы на собственно зарплаты для этих работников не очень большие, их, хоть и с трудом, но можно наскрести. А вот косвенные затраты, прежде всего на обучение, перепрофилирование кадров, могут оказаться очень большими», — подчеркнул Егор Киян.
Эксперт уверен, что деньги ради этого проекта могут взять из сферы образования, культуры и, даже, как ни странно, — здравоохранения (Верховная рада 13 апреля приняла изменения в госбюджет 2020 года, согласно которым расходы на здравоохранение возросли, но средства могут забрать, например, у медиков, не занимающихся напрямую борьбой с коронавирусом, — прим. «Апострофа»).
По словам Алексея Куща, Украина не может позволить себе антикризисные меры, которые применяют богатые страны Европы и Америки, в том числе, по стимулированию занятости. «Но пропорционально масштабам своей экономики и своим потребностям выхода из кризиса мы можем изыскать резервы», — добавил он.
И есть несколько способов это сделать — реструктуризация внешних долгов, что даст несколько сот миллиардов гривен, не бездумная, а планово-целевая эмиссия примерно на 100 миллиардов гривен, также могут быть некоторые фискальные инструменты.
«То есть сформировать антикризисный фонд в размере порядка 400 миллиардов гривен вполне возможно. Главное — чтобы правильно были определены приоритеты. Если главным приоритетом является человек, такой фонд будет создан. Если на вершине пирамиды стоит внешний кредитор, олигархи, чиновники, то ничего создано не будет», — резюмировал специалист.