В конце 2019 — начале 2020 года цена за баррель нефти равнялась примерно 60-70 долларам в зависимости от сорта. Всю весну она стремительно падала. 1 апреля нефть уже стоила около 25 долларов. В этот понедельник рухнула цена на американский сорт WTI. Внезапно эта нефть обесценилась до нуля. Покупатель мог даже получить пару долларов за беспокойство.
Одна из причин падения цен — конечно, covid-19. В феврале в Китае закрылись заводы. Потом то же самое произошло в Европе и США. Автомобили больше не покидают стоянок, самолеты остаются на земле. Спрос на нефть сильно упал.
Конфликт между Саудовской Аравией и Россией тоже способствовал удешевлению нефти. Несмотря на падение спроса, они отказались сократить добычу. Это борьба с экономической и политической логикой.
В 1990-е годы баррель нефти в среднем стоил около 20 долларов. Все изменилось в новом тысячелетии, когда развитие Китая подтолкнуло мировую экономику: ему требовалось много энергии. В 2010 году цена перевалила за 100 долларов за баррель. Благодаря этому производство нефти, которое раньше было чересчур дорогим, внезапно стало рентабельным. Инвестиции в американскую сланцевую нефть превратили США в одного из крупнейших производителей.
В результате глобальное предложение нефти сильно увеличилось. Рынок не мог этого вынести. Чтобы поддерживать цену на высоком уровне, саудовцам, у которых больше всего нефти и чье производство самое дешевое, нужно было добывать меньше. Но они поступили наоборот, попытавшись вывести из игры конкурентов, у которых ниже рентабельность нефти. В 2014 году цена начала сильно падать
Из-за коронавируса мы сейчас наблюдаем нечто подобное — но в этот раз шок обусловлен снижением спроса, а не ростом предложения. Чтобы поддерживать цену на стабильном уровне, нужно сокращать добычу.
Но и в этот раз саудовцы оказались не готовы в чем-то себе отказывать ради других. В Москве, чья нефть тоже довольно рентабельна, Владимир Путин увидел в происходящем шанс нанести удар по американской нефтяной промышленности, которая сильнее всех зависит от цен. И Россия, и Саудовская Аравия продолжили качать нефть.
Впечатляющее падение американской нефти WTI в понедельник (а ее международная альтернатива Brent между тем по-прежнему стоит около 20 долларов), однако, скорее связано с логистикой, нежели с политикой и экономикой. На складах США постепенно кончается место, и в ближайшее время возможностей куда-то перевозить все, что добывается, не будет.
Снижение цены на нефть принято считать хорошей новостью. Потребителям-автомобилистам на руку дешевое топливо. Промышленность может обеспечить большую прибыль акционерам. Экономика получает толчок. Но в этот раз так будет едва ли. Вирус уничтожил весь спрос.
Странам, которые зависят от нефти, придется нелегко. Нет никаких причин лить слезы над участью Владимира Путина в Москве и Мухаммеда бен Салмана в Эр-Рияде. Но велик риск, что как раз они-то справятся с этой ситуацией лучше всех. Они хорошо подготовлены и могут в будущем надеяться на то, что цены повысятся, поскольку большая часть американского производства будет выведена из игры. Более уязвимы маленькие бедные страны в Африке, Азии и Латинской Америке.
Важнее всего то, что произойдет в США. Всю весну поступали сообщения, что многие предприятия, добывающие сланцевую нефть, оказались на краю пропасти. Рентабельность мала, долги велики.
Конечно, основательная рационализация не повредит. В долгосрочной перспективе меры, призванные затормозить климатические изменения, все равно сделают многие виды промышленности чересчур дорогими.
В то же время американская экономика сейчас очень хрупка. Нефтяная промышленность не изолирована от всего остального. Банкротство компаний повлияет на рынок труда, а также на банковский сектор и заводское производство.
Если загорелась бочка с нефтью, жди большого взрыва.