Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ośrodek Studiów Wschodnich (Польша): пандемические поправки в российское избирательное законодательство

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Анализируя изменения в российском избирательном законодательстве, автор уверен, что Кремль боится протестных настроений, а некоторые поправки создают широкое поле для фальсификаций и злоупотреблений. И конечно же подозревает власть в том, что она использует поправки себе во благо и против оппозиции.

23 мая президент Владимир Путин подписал утвержденные парламентом поправки в избирательное законодательство. Изменения касаются, в частности, дальнейшего ограничения пассивного избирательного права. Был расширен список преступлений, осуждение за совершение которых не позволяет баллотироваться на выборные должности (запрет действует в течение пяти лет со дня снятия или погашения судимости). В этот список включили в том числе преступления, связанные с неоднократным нарушением порядка на митингах, распространением фальшивых новостей, «реабилитацией нацизма», некоторыми категориями экстремисткой деятельности.

Более жесткими стали процедуры регистрации кандидатов, например, легче станет забраковать собранные подписи. Значительно расширили возможности организации досрочного голосования и голосования вне избирательного участка, в том числе в целях охраны здоровья граждан. Право принимать решение о проведении голосования по почте передано Центральной избирательной комиссии, ранее оно принималось на региональном уровне. Комиссия также может инициировать проведение голосования через интернет (в экспериментальном порядке такой метод использовался в прошлом году на выборах в Мосгордуму). Как заявляет председатель ЦИК Элла Памфилова, его будут внедрять при условии соответствующей технической подготовки регионов.

Комментарий

Власть объясняет свои шаги стремлением защитить здоровье граждан и повысить явку на выборах, однако, в российских условиях новые законодательные инициативы могут лишь усугубить существующую непрозрачность избирательного процесса, расширяя возможности для манипулирования результатами. Как показывает практика, независимые наблюдатели практически не могли контролировать досрочное голосование и голосование за пределами избирательных участков (на дому, в закрытых учреждениях). Прошлогоднее голосование через интернет в некоторых избирательных округах Москвы вскрыло ряд проблем: это технические сбои, отсутствие гарантии тайности процесса и контроля над подсчетом голосов. Появилось широкое поле для фальсификаций и оказания административного давления, в итоге результат кандидатов от власти оказался более высоким, чем при традиционном голосовании. Те же риски возникают при голосовании по почте (до сих пор такой метод использовался в незначительном масштабе и не пользовался популярностью у избирателей).

Появление поправок свидетельствует о том, что российское руководство тревожит ухудшающаяся экономическая обстановка, снижающийся уровень общественной поддержки (например, о доверии к Путину говорят менее 30% респондентов, это рекордно низкий показатель), а также рост протестных настроений. В последние годы Кремль уже неоднократно сталкивался с ситуацией, в которой оказывалось сложно обеспечить желаемые результаты выборов. Приведенные выше примеры преступлений, закрывающих гражданам путь к участию в выборах, связаны со статьями, которые власть, нарушая гражданские права, систематически использует для борьбы с политическими оппонентами. Можно будет ожидать увеличения количества «превентивных» приговоров, которые позволят убрать из избирательной гонки кандидатов оппозиции. Задачу упростит то, что российские суды полностью подчиняются Кремлю.

Поправки подготовлены в первую очередь ради парламентских выборов 2021 года, хотя нововведения начнут тестировать уже на региональных выборах, которые пройдут ближайшей осенью. Будут ли власти (а если да, то в каком объеме) внедрять их в ходе голосования по поправкам в конституцию, которые позволят Путину вновь баллотироваться на президентский пост, пока остается вопросом, как и сам срок его проведения.