Крупнейшая нефтяная катастрофа в российской Арктике случилась в пятницу неделю назад. Поначалу ее никто не заметил. Двое очевидцев сняли видео, на котором виден забор, а за ним — высокий круглый резервуар с топливом. Что-то темное течет из-под забора на дорогу. Слышны удивленные голоса этих двух мужчин, ругань. «Это дизель!» — говорит один. Никого больше не видно.
В конце мая из резервуара на ТЭЦ в Норильске, в сибирской тундре, вылилась 21 тысяча тонн дизельного топлива. Из-за короткого вегетационного периода загрязненная территория не сможет восстановиться. Большая часть дизельного топлива оказалась в реке Амбарная, впадающей в Карское озеро. На спутниковых снимках видно, что река на многие километры окрасилась в цвет охры.
В ту пятницу произошла катастрофа национального масштаба, но потребовалось время, чтобы об этом узнали в Москве.
Почему отреагировали так поздно? Спустя пять дней об этом в ярости спросил президент Владимир Путин во время видеоконференции с уличенными чиновниками.
И кто возьмет на себя расходы за причиненный ущерб? Этим вопросом задавались российские телезрители.
Вскоре они услышали ответ на свой вопрос из уст олигарха Владимира Потанина. С состоянием в 25 миллиардов долларов он — самый богатый россиянин и крупнейший акционер концерна «Норникель» (до 2016 года — «Норильский никель»), которому принадлежит и ТЭЦ с поврежденным топливным резервуаром. Во время прямого включения с места катастрофы Потанин пообещал Путину, что концерн оплатит работы по ликвидации последствий. Он оценил расходы в по меньшей мере 130 миллионов евро.
К субботе, по официальным данным, с загрязненной территории было ликвидировано 330 тонн дизельного топлива. По мнению экспертов, на восстановление экосистемы уйдут годы.
Последствия изменения климата: грунт проседает
Но российское государство должен беспокоить другой основополагающий вопрос, который выходит за рамки аварии. Как связана катастрофа с потеплением климата? Изменение климата — такое объяснение дает катастрофе Норникель. Потепление в условиях вечной мерзлоты привело в движение опоры под топливными цистернами, предполагает руководство компании.
Именно в Арктике сконцентрированы полезные ископаемые России. Город Норильск появился в советские времена из-за богатых никелем месторождений. Как и другие города, расположенные севернее полярного круга, он борется с таянием вечной мерзлоты. Грунт проседает, строения и инфраструктуру приходится укреплять за счет накачки охлаждающего материала в грунт. Это дорого.
Никель для электроавтомобилей
«Нигде в мире температуры не растут так быстро, как в российской Арктике, — говорит эксперт Greenpeace по нефтяной отрасли Владимир Чупров. — Но Норникель уже давно знает об этой проблеме». Поэтому приведенное объяснение не снимает с него ответственности. Greenpeace выступает за полную ведомственную проверку всей инфраструктуры и всех строений в Арктике, чтобы лучше оценить масштабы оттаивания грунта.
Чупров назвал инцидент в Норильске «крупнейшей катастрофой этого рода севернее полярного круга в истории человечества». Она сопоставима с выбросом нефти на танкере «Эксон Валдиз» (Exxon Valdez) на Аляске в 1989 году, произошедшим все-таки намного южнее.
Норникель выдвигает на первый план изменение климата в том числе и по причинам делового характера. «Концерн пытается сохранить лицо и поэтому все сваливает на климат», — говорит Алексей Книжников из российского отделения Всемирного фонда дикой природы. Помимо потепления климата, проблема в разгильдяйстве — мягко говоря. Аварийный резервуар стоит еще с советских времен.
На самом деле вся ТЭЦ №3, к которой относится резервуар, была построена в 1980-е годы, чтобы снабжать энергией новый металлургический завод. С тех времен бак не меняли.
Если бы его своевременно поменяли, не было бы экологического ущерба, и компании не пришлось бы нести такие расходы, сказал Путин владельцу предприятия Потанину в пятницу.
Сейчас пытаются сдержать поток дизельного топлива и откачать его при помощи плавучих барьеров на реке Амбарная. От идеи сжигания топлива отказались.
А Норникель на своих рынках сбыта парадоксальным образом извлекает выгоду из изменения климата. Речь идет о политике, которая должна его ограничивать. Никель необходим для производства батарей, которые в свою очередь являются составной частью электроавтомобилей. Тем самым энергетический поворот создает новый спрос на металл, который ранее был необходим прежде всего для производства высококачественной стали.