Избранный год назад президент Зеленский (на тот момент у него не было политического опыта, если не считать сериальной роли ставшего президентом учителя) был вынужден пройти тяжелейшие испытания в начале срока. Вместе с властью он унаследовал от предшественника Петра Порошенко непрекращающийся конфликт в Донбассе, который предполагает переговоры с Россией (непростая задача даже при поддержке Франции и Германии в рамках «нормандской четверки»). Все это на фоне процедуры импичмента Дональда Трампа, в которую оказался против воли втянут Зеленский.
Параллельно с этим ему пришлось иметь дело со сложной ситуацией в экономике, которая во многом зависит от финансовой помощи МВФ. Эта поддержка в свою очередь обусловлена проведением на Украине реформ в таких областях как здравоохранение, а также достижением поставленных целей в сфере независимости судов и борьбы с коррупцией. Проведение этих реформ упирается в ликвидацию сохраняющейся в стране коррупции.
В движении к поставленным целям Зеленский опирался в первые месяцы президентства на широкое большинство в Раде и премьера Алексея Гончарука. Как бы то ни было, в январе тот подал в отставку после публикации его нелицеприятных высказываний в адрес президента. Зеленскому пришлось второпях искать замену на фоне появления коронавируса, с которым не смогло совладать правительство: оно переложило борьбу с эпидемией в некоторых регионах на плечи олигархов, но с ней не удалось справиться (25 964 случая и 762 погибших на 4 июня), несмотря на ограничительные меры, которые скоро будут сняты.
Таким образом, перед Владимиром Зеленским и его молодой партией «Слуга народа» встает не только санитарный, но и политический кризис (особенно на фоне возвращения бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили в украинскую политику за несколько месяцев до муниципальных выборов).
Новый премьер
В марте президент Украины был вынужден найти нового премьера, защитив при этом серьезный имидж правительства. По его словам, хотя до того момента украинское правительство делало все возможное, теперь стране был нужен кабинет, которому по силам сделать невозможное. Он предложил кандидатуру Дениса Шмыгаля, назвав его способным совершить невозможное человеком, несмотря на неизвестность в украинской политической сфере.
Президент пообещал Раде более профессиональное правительство. У Шмыгаля действительно был (пусть и небольшой) административный опыт: он занимал пост губернатора Ивано-Франковской области, где у него сложилась репутация руководителя, который содействует бизнесу и экономике. Эта черта стала его козырем в том плане, что поставленными перед ним приоритетами стали макроэкономическая стабильность страны, привлечение прямых иностранных инвестиций и сохранение тесного сотрудничества с МВФ. Заявления нового премьера об осторожной бюджетной политике правительства и конструктивном сотрудничестве с МВФ были призваны успокоить украинских депутатов и граждан, а также иностранных партнеров. Как бы то ни было, хотя его стратегия и репутация внушали уважение, профессиональная карьера могла вызвать беспокойство.
Тень олигархов
Денис Шмыгаль известен тем, что за свою карьеру сменил множество должностей после непродолжительной работы, и это не внушает особого доверия в рамках нынешнего украинского правительства. Кроме того, с 2017 по 2019 год он занимал руководящий пост в энергетическом холдинге ДТЕК Рината Ахметова. Этот знаменитый олигарх контролирует несколько телеканалов, которые положительно освещали действия правительства в это неспокойное начало года. Кроме того, Ахметов — соперник Игоря Коломойского, бывшего владельца национализированного в 2016 году «ПриватБанка», который тот пытался вернуть всеми возможными способами. Влияние Коломойского так сильно, что затребованный МВФ закон о банковской системе, который в частности делает невозможным возвращение национализированных банков их прежним владельцам, известен как «закон Коломойского».
Кроме того, Коломойский является владельцем ряда СМИ, в том числе канала, на котором выходил прославивший нынешнего президента сериал. Скандальный образ Коломойского породил подозрения касательно потенциальных связей президента с олигархической сферой, которые усилило (пусть и кратковременное) назначение главой президентской администрации бывшего адвоката Коломойского Андрея Богдана.
Воскрешение Саакашвили
Еще одним вызвавшим удивление или тревогу событием стало назначение бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили главой исполнительного комитета Национального совета реформ.
Саакашвили заявил, что его назначение доказывает готовность Зеленского принять чрезвычайные меры. Эти слова вряд ли успокоят тех, кто не забыли, как бывший грузинский лидер разбил лагерь перед зданием Рады, но затем был лишен украинского гражданства, задержан и выдворен из страны, куда он затем вновь проник и был опять выдворен. В 2019 году президент Зеленский вернул Саакашвили гражданство, что предвещало его возвращение на официальную политическую сцену.
Саакашвили все еще остается яркой политической личностью. Отсутствие необходимой для вступления в правительство поддержки в Раде говорит об осторожном отношении депутатов, которые считают его слишком конфликтным и скандальным. Саакашвили может стать причиной внутренних конфликтов, которые создадут не только раскол, но и паразитные шумы, отвлекающие власть от необходимых решений.
Помимо внутренних конфликтов возвращение Саакашвили отразится и на международных отношениях Украины. Грузия уже отозвала своего посла, посчитав неприемлемым назначение на подобную должность своего бывшего президента, которого заочно уже признали виновным в злоупотреблении властью, а также хотят привлечь за нецелевое использование средств.
Кроме того, это назначение может осложнить сотрудничество Киева с западными странами, которые опасаются, что непредсказуемость и индивидуализм Саакашвили могут навредить проведению реформ на Украине.
Неоднозначные назначения
Президент Зеленский не смог добиться долгожданного мира в Донбассе и вынужден сейчас бороться с эпидемией covid-19 после политического кризиса, который привел к перестановкам в правительстве. Все это на фоне падения его рейтингов и отсутствия у населения уверенности в том, что страна идет по верному пути.
В таких условиях последние назначения представляют собой палку о двух концах. Они могут придать второе дыхание власти благодаря заявленным качествам премьера и смелости или даже дерзости Саакашвили, которые могут способствовать проведению реформ. В то же время Украине необходима стабильность для проведения масштабных проектов, особенно в условиях ухудшения обстановки на фоне мировой пандемии. Это означает, что новый премьер должен достаточно прочно держаться за свою должность и не вызывать подозрений касательно своей компетентности или связей с олигархическими кланами.
Помимо стабильности для реформ требуется сотрудничество с Радой и министрами, в частности влиятельным главой Минобороны Арсеном Аваковым, который пережил несколько перестановок и правительств. Будет интересно посмотреть, как депутаты и министры отреагируют на методы Саакашвили, который уже заявил о намерении «осушить болото», что напоминает предвыборный лозунг Дональда Трампа…
Назначение Саакашвили можно также рассматривать как отвлекающий маневр, который должен позволить правительству выиграть время. В такой перспективе бывший президент Грузии может не только занять собой СМИ, но и стать чем-то вроде «полезного смутьяна», создающего раскол среди открыто или потенциально враждебных Зеленскому групп. Такой план все же представляется рискованным с учетом взрывоопасного характера Саакашвили. Ситуация, безусловно, непростая, но она хотя бы обещает быть интересной…