Фактические доказательства заглушает российская дезинформация
Шесть лет назад в небе над охваченной войной Украиной российская ракета сбила рейс MH17 «Малайзийских авиалиний», убив всех 298 человек на борту. На прошлой неделе правительство Нидерландов от имени 193 погибших голландских граждан объявило о намерении подать иск против России в Европейский суд по правам человека. Суд против четырех подозреваемых в транспортировке ракетной системы, из которой был сбит MH17, начался в Амстердаме в марте.
Гибель малайзийского самолета 17 июля 2014 года вызвала осуждение и волну обвинений. Россия и подконтрольные ей «сепаратисты» на Украине продолжали запираться и отрицать свою вину. Нидерландские прокуроры обвинили Москву в попытках сорвать расследование.
Но что думают о катастрофе люди на юге и востоке Украины и в Крыму? Мы задали этот вопрос в декабре 2014 года и повторили его спустя пять лет. Результаты показывают очень разные взгляды на то, кто виноват.
Что нам известно
С самого начала было очевидно, что к гибели самолета были причастны пророссийские сепаратисты, которые изначально даже хвастались тем, что сбили украинский военный самолет. Чтобы установить причину аварии, после споров из-за доступа к обломкам была создана совместная следственная группа под руководством голландцев. Новаторские расследования, проведенные следственной группой Bellingcat по открытым источникам, выявили важные доказательства.
Но пока копятся материалы и улик о гибели MH17, на протяжении последних шести лет усиливалась и «информационная война». Россия делала противоречивые заявления о судьбе малайзийского самолета, но при этом изо всех сил отрицает свою вину.
В 2015 году мы опубликовали результаты опроса, проведенного в шести областях на юго-востоке Украины и в Крыму (который пребывает под российской оккупацией с марта 2014 года). В опросе мы спрашивали людей, почему MH17 потерпел крушение.
Результаты выявили значительный этнический раскол в вопросе, кто повинен в уничтожении малайзийского самолета. Половина этнических украинцев обвиняли либо боевиков Донбасса, либо армию России. В это время большинство этнических русских и украинцев Крыма обвиняли армию Украины. Также оказалось, что люди, которые смотрят российское телевидение, склонны винить в катастрофе украинскую сторону.
Прошло пять лет. Что люди думают теперь?
С помощью тех же социологических компаний и методов, что и в 2014 году, мы провели аналогичный опрос в декабре 2019 года по всей территории Украины. Мнения на юго-востоке страны и в Крыму изменились поразительным образом.
В ходе очных опросов, проведенных Киевским международным институтом социологии (KIIS) и Levada Marketing Research (Москва), мы опросили 2 750 респондентов на юго-востоке Украины и в Крыму в декабре 2014 года и еще 3 037 респондентов по всей Украине и в Крыму в декабре 2019 года и январе 2020 года. Вопрос звучал так: «Вы слышали о катастрофе малайзийского самолета в июле 2014 года на востоке Украины? И если да, то, что, по вашему мнению, послужило ее причиной?».
Опрос выявил значительные различия в том, кому регионы Украины приписывают вину. Больше респондентов ответили «не знаю» в 2019 году, чем в 2014 году, и многие респонденты в Крыму винят в гибели лайнера Украину.
Результаты подчеркивают значительные и уже известные различия между украинскими регионами во взгляде на гибель MH17. Мы отметили скачок числа респондентов в Крыму, которые говорят, что никогда не слышали о MH17. В 2019 году эта группа составила четверть от общего числа опрошенных. Почти 40% респондентов на юго-востоке Украины ответили «трудно сказать», кто виноват — и это тоже скачок по сравнению с опросом 2014 года.
Значительное количество респондентов в подконтрольной Украине части Донбасса тоже ответили «трудно сказать» — признак того, что жители ближайшего к месту трагедии региона не хотят отвечать на этот вопрос. Кроме того, половина респондентов в этом регионе оказались «в целом не удовлетворены вопросами» — для сравнения в западном регионе таковых оказалось менее 15%.
Мы отметили, что многие респонденты в Крыму продолжают считать Россию и боевиков Донбасса невиновными. Напротив, каждый пятый респондент на юго-востоке Украины по-прежнему винит в гибели MH17 российских военных, хотя в 2019 году доля респондентов, обвиняющих Россию и боевиков Донбасса, снизилась.
Лишь на западе и в центральной части Украины большинство респондентов считают, что вина за уничтожение MH17 лежит на российских военных, в то время как менее 20% ответили «трудно сказать».
Судьба MH17 обнажила отвратительную правду
Почему так происходит? Было бы большим соблазном оправдать все тем, что MH17 разбился давно, и многие украинцы об этом забыли. Но украинские СМИ освещают продолжающийся спор вокруг MH17. И гибель самолета играет важную роль в риторике украинского правительства и его претензиях на роль жертвы российской агрессии. История гибели MH17 даже представлена на выставке, посвященной войне на Донбассе в Национальном музее истории Украины во Второй мировой войне. Российские телеканалы тоже говорят о MH17, но делают это с целью повлиять на общественное мнение.
Мы полагаем, что результаты показывают, что некоторые респонденты щекотливого вопроса избегают. В Крыму респонденты заявили, что не знакомы с инцидентом, тогда как на юго-востоке Украины и в подконтрольной украинскому правительству части Донбасса респонденты ответили, что кто виноват «трудно сказать». В других регионах приписывание вины следует установленным моделям. Основная часть крымчан считает виновными украинских военных, в то время как в западной и центральной Украине господствует мнение, что виноваты российские военные.
Хорошо это или плохо, но тема MH17 остается на Украине своего рода политическим футболом. Многие респонденты избегают неприятных вопросов, которые с нею поднимаются. Такая позиция по сути предполагает, что гибель MH17 — вопрос открытый. Но технические доказательства и прямые улики говорят об обратном.
С политической точки зрения MH17 остается противоречивой проблемой, потому что разоблачает отвратительную правду о войне на Донбассе: российские военные оказали сепаратистам прямую поддержку. Злополучный рейс остается источником противоречий на Западе, потому что Россия по сути обвиняется в том, что сбила пассажирский самолет и в этом не признается.
Джерард Тоул — профессор государственного управления и международных отношений Виргинского политехнического институтав Арлингтоне, автор книги «Ближнее зарубежье: Путин, Запад и соперничество за Украину и Кавказ».
Джон О'Локлин — профессор колледжа в Университете Колорадо в Боулдере, специалист по политической географии, исследует антропогенные изменения климата в странах Африки к югу от Сахары и геополитическую ориентацию жителей постсоветских государств.
Кристин Бакке — профессор политологии и международных отношений в Университетском колледже Лондона и доцент Исследовательского института мира в Осло. Занимается послевоенным государственным строительством и наследием военного времени, также геополитической ориентацией в постсоветских государствах.