«30 августа, узнав о готовящемся вторжении России в Белоруссию в течение ближайших трех дней, вы должны составить на английском языке доклад для канцлера ФРГ о действиях, которые могут предотвратить эту агрессию». Такой была три года назад тема вступительного экзамена в вузе, который готовит будущих дипломатов предельно атлантистски настроенного каталонского правительства. На самом деле, экзамен был даже не для дипломатов, а для самого правительства, которое выбором темы подтвердило пронатовский и проевропейский настрой.
Хотя Россия подчеркнула 15 августа обязательство защитить Белоруссию в случае внешней агрессии, у нее нет ни желания вторгаться на территорию страны-партнера, ни необходимости это делать, поскольку ее войска уже присутствуют там по оборонному соглашению. Тем не менее она не может допустить дестабилизацию с последующим государственным переворотом, как было 22 февраля 2014 года на Украине, и формирование проевропейского режима, чьим первым шагом станет требование о выводе российских подразделений из Белоруссии. Их основная задача заключается в обороне Сувалкского коридора, то есть сухопутной связи вдоль польско-литовской границы между Гродно (Белоруссия) и Калининградом (Россия) на случай, если миллион жителей области окажутся в натовской осаде.
Стоит напомнить, что окружение и захват Калининграда являются темой военных натовских учений Saber Strike на протяжение вот уже десяти лет (еще до объявления войны России в 2014 году). В этом году учения отменили по эпидемиологическим причинам, но Польша и Литва устраивают все новые мелкие демонстрации силы на границе, в ответ на которые белорусское правительство недавно объявило о развертывании небольшой группировки сил на западных рубежах.
За резкой сменой позиции Светланы Тихановской, которая 11 августа признала свое поражение и призвала сторонников прекратить протесты, стоит не только Польша (ее СМИ открыто призывают белорусов к революции), но и другие державы. Они проявили себя 14 августа, когда глава европейской дипломатии Жозеп Боррель (Josep Borrell) заявил от имени министров иностранных дел государств-членов ЕС о непризнании оглашенных белорусским ЦИКом результатов президентских выборов 9 августа. Это стало еще одним из все более частых, но от этого не менее неприемлемых в юридическом плане нарушений старого, но жесткого принципа международного права, по которому государства признают другие государства, а не правительства, и отказываются от суждений насчет «легитимности» иностранных правительств, а также попыток сменить их. Подчеркнем, что в международном праве такое поведение рассматриваете как акт агрессии и даже войны, предоставляя право на легитимную самооборону.
Великие державы передали Светлане Тихановской роль, которую в прошлом определили для Хуана Гуайдо (Juan Guaidó) в Венесуэле. Штаб Тихановской назвал ее легитимным президентом в изгнании, а ее саму уже призвали начать формирование переходного правительства. Кстати, это еще одно принесенное извне определение, поскольку она сама представляла себя легитимным президентом и не рассматривала до 17 августа никакого переходного процесса. В любом случае, сложно сказать, насколько сама Тихановская, которая изначально признала поражение, хотя и выражала сомнения насчет результата ее противника, позволит манипулировать собой. Она оказалась на территории вражеской страны-члена НАТО и ЕС, но беспокоится насчет единства собственного государства. Поэтому не исключено, что в определенный момент ее гибель (в ней, разумеется, обвинят белорусское правительство) может показаться полезнее ее колебаний. В то же время у ее штаба нет никаких колебаний, и 16 августа он заявил, что готов к переговорам о дате и условиях ухода Лукашенко. Иначе говоря, он потребовал незамедлительной передачи власти без какого-либо демократического процесса. Подобная возмутительная неуступчивость говорит, что за всем этим скрывается кто-то еще помимо оппозиционного электората.
17 августа на сцену вышел Европейский парламент, как будто Белоруссия спрашивала его мнение о внутренних делах страны. Он отверг представленные ЦИКом результаты, обвинил правительство в пытках демонстрантов и отключении интернета, потребовал меры принуждения и призвал к санкциям. Европарламент требует провести новые выборы под международным контролем (с наблюдателями из стран помимо СНГ), но заранее знает их результат, поскольку добивается смены власти. Он предлагает ЕС в одностороннем порядке назначить в Белоруссии (словно та перестала быть суверенным государством) спецпредставителя (такой режим существовал в Боснии и Герцеговине), которому будет поручено наблюдение за переходным процессом. Парламентарии агрессивным тоном требуют от ЕС оказать финансовую поддержку оппозиции и работать над «различными сценариями развития ситуации в стране, которые включают в себя значительное расширение роли ЕС в политической, технической и финансовой сфере» (своеобразное «опекунство» во всех областях). В заключении программы вмешательства в дела страны, которая связана союзным договором с Россией, Европарламент торжественно заявляет, что не потерпит никакого вмешательства со стороны Москвы. Будет интересно прочитать завтра реакцию избирателей на произнесенные от их имени слова политиков, которые представляют их в Страсбурге.
Еще в июле антироссийское украинское правительство пыталось подорвать отношения между Россией и Украиной. СБУ наняла под видом Роснефти в России охрану (с обязательным военным опытом) по фальшивому контракту на обеспечение безопасности в Сирии, направила этих людей в Минск (они должны были там «сесть на самолет»), а затем сдала их белорусскому правительству как российское спецподразделение «предвыборной дестабилизации». Среди резюме СБУ отобрала получивших российское гражданство ветеранов боев в Новороссии (украинские регионы, которые оказались под ударом сформированного в результате госпереворота 22 февраля 2014 года режима). Украинские власти потребовали их экстрадиции после задержания белорусской полицией, но их отправили обратно в Россию. Недавно украинское правительство разорвало отношения с Белоруссией. Франция же 16 августа устами президента призвала ЕС поддержать белорусские протесты.
В других случаях люди, давшие самим себе право судить о честности выборов в третьих странах, требуют отмены результатов и проведения нового голосования, но сейчас они понимают, что их импровизированный кандидат без настоящей программы получит пусть и не 10%, но не более 15-20% голосов, что никак не отразится на переизбрании Лукашенко. В случае Сербии и Кот-д'Ивуар избирательную комиссию под угрозой вмешательства заставили за два дня объявить победителем «правильного» кандидата, но сейчас мы имеем дело не с маленькой одинокой страной. Хоть ультиматум и не прозвучал, мы видим вполне конкретные меры принуждения белорусского правительства к тому, чтобы объявить поражение Лукашенко. Их цель — не поставить у власти кандидата без электоральной легитимности и политического опыта, а свергнуть режим с помощью вытянутого признания нарушений на выборах. Речь идет о попытке посеять хаос в Белоруссии, и другие державы быстро вмешаются в ситуацию.
Дело в том, что планы плутократических властей и международных инстанций на будущий год, которые включают в себя радостное списание долгов и изменение образа жизни, были бы неполными без окончательного навязывания ничего не стоящей валюты с помощью подготавливаемого сейчас немыслимого акта против России. Сложно сказать, когда именно его посчитают необходимым, но возможные цели заявлены уже давно. Сувалкский коридор — единственное место, где можно заставить Россию провести военную операцию вне своих границ (у страны-члена ЕС и НАТО), и даже заявить, что это она начала операцию. Как бы совершенно случайно, на протяжении последних двух недель наблюдается значительное увеличение числа провокационных полетов (они незаконны, если передатчик отключен, что может вызвать мысль о нападении) самолетов-шпионов НАТО у российских границ, в частности в Черном море и Прибалтике. Какова их цель: подготовительная операция или попытка устроить инцидент?
Ситуация очень тревожная. Можно сказать, что часы войны почти пробили полночь.