Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Крушение МН17: «Википедия» и информационная война (Le Figaro, Франция)

© РИА Новости Андрей Стенин / Перейти в фотобанкПоисковые работы на месте крушения малазийского лайнера Boeing 777 в районе Шахтерска
Поисковые работы на месте крушения малазийского лайнера Boeing 777 в районе Шахтерска
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Составители «Википедии» нередко оказываются в конфликтных ситуациях. На примере статьи, посвященной характеристикам самолета Су-25, автор отмечает роль администраторов ресурса и не исключает, что внесение поправок о возможностях истребителя связано с катастрофой рейса MH-17 в небе над Украиной.

Все началось в 14:36 по лондонскому времени 21 июля 2014 года. Сначала на экранах англоязычных дежурных «Википедии»: неидентифицированный автор, известный лишь по цифрам IP-адреса, провел точные и точеные действия. За два клика он изменил технические характеристики советского боевого самолета Су-25, увеличив его максимальную высоту с 7 000 до 10 000 метров. Из-за отсутствия источника изменение было отменено другим членом сообщества. Но затем эту цифру вновь изменили со второго IP-адреса, а затем и с третьего.

Начался целый танец. В течение часа пять IP-адресов упорно устанавливали максимальную высоту Су-25 на отметке в 10 000 метров. Горстка пользователей, в том числе Rocknrollsuicide, пыталась с переменным успехом отменять изменения, которые вновь появлялись с пугающей скоростью. В 15:47 этот фанат Дэвида Боуи забил тревогу в обсуждении статьи: «путинские боты» атакуют страницу!

Только через два часа MilborneOne, администратор (пользователь с расширенными полномочиями) и ветеран британских ВВС, заморозил статью от изменений. Неизвестные IP отступили, дав пользователям передышку. Те уже увидели связь с произошедшей всего за четыре дня до того катастрофой на востоке Украины.

17 июля 2014 года Boeing 777 MH17 с 298 пассажирами на борту был сбит ракетой во время полета над Донбассом, где бушевал конфликт украинской армии с поддержанными Россией сепаратистами. Позднее следствие доказало, что ракета была выпущена из российской системы ПВО, но в первые дни после происшествия сведения были туманными, а Россия категорически отрицала любую причастность. Чтобы отвлечь внимание, она развернула небывалую дымовую завесу и сама обвинила во всем Украину. 21 июля Минобороны России заявило с помощью фальсифицированных документов о том, что лайнер был сбит украинским Су-25. И неважно, что его максимальная высота составляет 7 000 метров, что на 3 000 метров ниже крейсерской высоты МН17.

Через несколько часов после министерского брифинга статьи о Су-25 «Википедии» на русском, английском, французском и немецком были изменены с непонятных IP адресов с повышением максимальной высоты. «Ого, у нас тут война правок, которая вытекает из пропаганды на фоне настоящей войны, — отметил один англоязычный пользователь. — Подумать только, я еще застал мир, где не было интернета… Я словно старушка, которая рассказывает родственникам, как в детстве жила в землянке».

Боты

По окончанию штурма Rocknrollsuicide смаковал победу. «Раз за всем стоит Путин, нет никаких шансов на то, что лайнер был перехвачен Су-25», — написал он в обсуждении англоязычного варианта статьи, не веря, что непонятные IP решатся на аргументированный спор. Но они это сделали. Он считал, что имеет дело с невежественными троллями, но столкнулся с новыми неидентифицированными пользователями, которые выдвигали целый ряд источников для аргументации повышения максимальной высоты.

«Начальник российского штаба Картапалов заявил, что Су-25 может легко действовать на высоте больше 10 000 метров, — отметил один из них. — Думаю, он знает российскую авиацию лучше пользователей „Википедии". Поэтому я предлагаю увеличить максимальную высоту до 10 000 или даже 20 000 метров, чтобы избежать споров». Не впечатлившийся погонами автор возразил, что российский генерал едва ли может считаться надежным источником в период информационной войны. «Российский генерал нет, но что вы скажете об экспортирующем оружие украинском госпредприятии?» — сказал в ответ IP. На сайте компании максимальная высота самолета действительно была указана в «7 000 — 10 000» метров. Аргумент приняли.

«Я пытаюсь верить в правдивость даже тогда, когда у изменений откровенно политические мотивы», — признал один пользователь. «Эти путинские боты не так уж неправы: дополнительные исследования показали, что некоторые варианты Су-25 действительно могут достигнуть высоты в 10 000 метров», — добавил он со ссылкой на специализированный журнал. Чушь, возразил Rocknrollsuicide: «Если я чему-то научился за 30 лет работы инженером, так это тому, что нужно верить данным производителя». 7 000 метров и точка.

Помощь администраторов

Споры не теряли остроты. Один IP возмутился тем, что его назвали «ботом», и осудил «политические мотивы» стремления «снизить максимальную высоту Су-25». Словно у них самих другие мотивы, отметил Rocknrollsuicide. Тем не менее было сложно противостоять аргументам пользователей, которые прекрасно знали жаргон, правила и принципы «Википедии». «Случившееся не имеет значения, — заявил один IP. — Недавние события не должны влиять на статью. Источники подтверждают существование более мощных вариантов Су-25. Нежелание сообщить о них было бы нарушением принципа нейтралитета».

Кто скрывался за этими IP-адресами: проплаченные агенты Кремля, активисты или честные пользователи? Ни у одной из версий нет доказательств, но в конечном итоге это не имеет особого значения. «Проблема в том, что статья привлекла такое внимание после появления российской пропаганды, что делает ее крайне подозрительной, — ответил редактор Bilcat любителям вести споры о высоте. — У „Википедии" нет сроков сдачи материала, торопиться нет причины. Предоставьте серьезные источники после того, как шумиха уляжется. Упрямство ничего вам не даст». Все приняли эту позицию, а IP оставили попытки. Один из них даже принес извинения за «потерянное время» пользователей.

В последовавшие месяцы и годы здесь вновь несколько раз вспыхивали споры, даже после того, как Россия отказалась от теории с украинским Су-25. Непреклонность администраторов и угроза санкций в отношении самых ожесточенных пользователей позволили в каждом случае не допустить манипулирования данными. В настоящий момент максимальная высота в статье все еще указана в 7 000 метров.

Расплата за успех

Как на английском, так и на других языках, судьба посвященных Су-25 статей подтверждает важнейшую роль администраторов. Без вмешательства споры на французской странице затянулись на месяцы, а затем погасли сами собой. Страница на украинском наоборот была защищена с самых первых обвинений России и прошла кризис без вандализма. Что касается русскоязычной страницы, усилия двух администраторов позволили избежать перегибов, несмотря на достигшую пика информационную войну.

«То, что „Википедия" стала целью манипуляций, представляет собой цену успеха, но у нас, по счастью, есть все необходимые инструменты, чтобы справиться с этим», — говорит Дмитрий Родионов (DR), который администрировал споры на русской странице. По его словам, главная проблема — малое число администраторов (все они — добровольцы): в русскоязычной версии их всего 70, и лишь 20-30 из них «очень активны».

Такая нехватка рук ощущалась и в самые острые фазы войны на Украине. «В таких случаях мы замораживали страницы и призывали пользователей к обсуждению, — вспоминает DR. — Потом нужно было убедить авторов обговорить все и прийти к консенсусу. Это было труднее всего. Но само их согласие говорить уже было первым шагом к разрешению конфликта».