Когда на прошлой неделе депутат Бецалель Смотрич вынес на повестку дня Кнессета поправки к закону о возвращении и предложил отменить «пункт о внуках», он и не мечтал, что правительство выступит в роли спонсора и начнет эти поправки продвигать. То, что выглядело, как попытка оппозиции смутить Ликуд и ультраортодоксальные партии, а также устроить спор между действующим премьер-министром и его альтернативным партнером, теперь может выйти из-под контроля и обернуться настоящей бурей вокруг одного из самых взрывоопасных государственных и религиозных вопросов за все время существования Израиля — вопроса «кто такой еврей?».
Определение этого значения может стать фатальным для целостности коалиции и, что еще хуже, для деликатных отношений между Израилем и еврейской диаспорой.
Смотрич предложил удалить из пункта 4а «Закона о возвращении» упоминание о внуках, что означает отказ в праве репатриироваться в Израиль евреям третьего поколения. Цель: остановить процесс получения гражданства для большинства иммигрантов из стран бывшего Советского Союза, которые не признаются евреями по еврейскому религиозному канону.
Благодаря тому же «положению о внуках», в настоящее время в Израиле проживает около 400 тысяч иммигрантов и их потомков с «неопределенным вероисповеданием».
Попытки обратить их в иудаизм уже много лет назад были признаны национальной задачей, но по разным причинам они потерпели неудачу, а скорость прохождения гиюра (обращение нееврея в иудаизм, а также связанный с этим обряд — прим. ред.) не соответствовала даже естественному приросту неевреев. Религиозная общественность и широкая прослойка «правых» почти полностью согласны с необходимостью одновременно прикрыть и эту «брешь в заборе», и въезд в страну на ПМЖ других лиц с «неопределенным вероисповеданием».
«Закон лишается своего первоначального значения»
В пояснительной записке Смотрич указал, что в нынешней ситуации «Закон о возвращении» используется теми, кто разорвал все связи с еврейским народом и его традициями, что на практике лишает закон его первоначальной цели — принимать в страну евреев диаспоры. По его словам, цель поправок состоит в том, чтобы «предотвратить одну из величайших нелепостей в законодательстве Израиля, позволяющую неевреям „кошерно" въезжать в страну».
В отличие от отношения к другим вызывающим законопроектам, таким, как законопроект «о запрете конверсионной терапии для ЛГБТ», в случае Закона о возвращении, коалиция попросила Смотрича выдвинуть это предложение на обсуждение в комитете министров по законодательству и представить это предложением от лица правительства, что обяжет коалицию голосовать за законопроект.
Комитет возглавляет министр юстиции Ави Ниссенкорн из партии «Кахоль-Лаван», который скорее всего выступит против этого предложения, не будучи заинтересован в обсуждении такого взрывоопасного вопроса, но, с другой стороны, есть те, кто будет настаивать на его продвижении. Инициатива Смотрича представляет особый интерес для ультраортодоксальных партий, поскольку промедление в этом вопросе может быть воспринято их электоратом как историческое упущение в урегулировании религиозно-государственных отношений, и депутаты от партий ШАС и «Яадут а-Тора» не упустят случая проявить себя наилучшим для религиозного сектора образом.
Как уже говорилось, это очень острая проблема для ультраортодоксов и религиозного сектора в целом, и поэтому глава партии ШАС и министр внутренних дел Арье Дери от имени коалиции попросили Смотрича снять это предложение с повестки дня сейчас именно для того, чтобы выдвинуть его уже в сотрудничестве с правительством.
Вполне ожидаемо, что «левые» возражают против предложенной поправки. Глава партии «Еш Атид» Яир Лапид обвинил депутата Смотрича в расизме. Авигдор Либерман, председатель партии «Наш дом Израиль», представляющей большинство репатриантов, отреагировал очень резко и назвал предложение Смотрича «чушью». «Это богохульство! — заявил Либерман Смотричу. — Это предложение еще больше способствует разделению и расколу внутри еврейского народа. У вас вообще нет права на существование. Вы говорите от имени иудаизма? Какая ваша связь с иудаизмом? Вы только разжигаете ненависть, и кроме этого, у вас нет никаких понятий. Все, что вы делаете, только вредит иудаизму».
Либерман также раскритиковал коллег Смотрича по партии, недоумевая: «Где же Нафтали Беннетт и Аелет Шакед, когда нужен язык либерализма? Почему их здесь нет?»
Он также упомянул, что когда-то существующий закон, включая «положение о внуках», был вынесен на голосование в Кнессете партией «Мафдал» (национальная религиозная партия), и что законопроект получил поддержку Звулуна Хаммера, Менахема Бегина и Дэвида Леви. «В израильской армии служат пять с половиной тысяч солдат, которые не являются евреями по религиозному канону, — добавил Либерман. — Они не только служат, но и являются сионистами, они граждане государства, работают, призываются в резервисты и платят налоги».
Но, похоже, что в нынешнем Кнессете, поправки к «Закону о возвращении» все же наберут большинство голосов — благодаря голосам «правых» и тех представителей «Кахоль-Лаван», которые, как ожидается, присоединятся к Ликуду и ультраортодоксальным партиям, а также с помощью депутатов объединенного арабского списка, которые обычно воздерживаются от голосования по еврейским религиозным вопросам.
Согласно «Закону о возвращении», который был одобрен примерно через два года после основания государства Израиль, каждый человек, рожденный от матери-еврейки или обращенный в иудаизм, имеет право иммигрировать в Израиль. Двадцать лет спустя, в 1970 году, в закон был добавлен спорный «пункт о внуках», согласно которому право на репатриацию распространяется также на детей и внуков обладателей основного права, а также на их супругов.
Сторонники «пункта о внуках» обычно объясняют это тем, что дети и внуки — это также часть еврейских общин, которые подвергались преследованиям на своих землях, и хоть они не признаны евреями по галахе (совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев — прим. ред.), они имеют право на свое место в еврейской диаспоре. Противники же утверждают, что принятие третьего поколения в качестве граждан Израиля наводнит страну неевреями и приведет к смешанным бракам в будущем. Страхи религиозного сектора и госучреждений заключаются в том, что лица «неопределенного вероисповедания», особенно представители второго поколения, интегрируются в общество «на равных» с израильтянами, служат в ЦАХАЛе и создают семьи с еврейскими супругами — следовательно, путь к «ассимиляции@ короток.
Комментарий адвоката Эли (Ильи) Гервица, президента крупнейшей в Израиле русскоязычной адвокатской коллегии, более 20 лет сопровождающего процессы получения израильского гражданства и инвестиции российских бизнесменов в Израиле
«Изначально Закон о возвращении наделял правом на израильское гражданство только „евреев по матери". Но уже 50 лет назад стало понятно, что нормальный еврей не репатриируется без семьи — без своей жены, даже русской, украинки или американки, и без своих детей и внуков, который он считает евреями, а религиозный канон — нет. Сейчас ультрарелигиозные депутаты израильского парламента хотят повернуть время вспять.
Будет очень интересно посмотреть, как будут голосовать по этой поправке ультраправые депутаты, типа того же Смотрича, который хочет — ни больше, ни меньше — начать строительство Третьего храма, и депутаты от арабских партий, которых правые часто называют предателями и пытаются выгнать из парламента.
Но главное вот в чем. Поправка называется, действительно, „поправкой о внуках", но не вижу причины, по которой ее инициаторы в случае успеха остановилась бы только на ней — причем с обеих сторон политического спектра. Ведь для ультрарелигиозных еврейских партий и дети евреев („евреи по отцу"), и жены евреев тоже не-евреи, как и внуки евреев. А для арабских партий все они как раз евреи, которые ухудшают с арабской точки зрения этнический баланс. А между этих двух огней оказываются в первую очередь репатрианты из стран бывшего Советского Союза».