Сербии пока удается поддерживать баланс в отношениях с Россией и Китаем и извлекать из него пользу, главным образом потому, что интересы этих международных игроков редко пересекаются.
Членство в ЕС нарушило бы этот баланс, но переговоры о вступлении в ЕС идут на протяжении уже нескольких лет и вряд ли скоро закончатся, заключает в своем анализе Королевский объединенный институт оборонных исследований (Royal United Services Institution (RUSI) — британский аналитический центр по оборонным вопросам, — прим. ред.).
Авторы исследования «Интересы России и Китая в Сербии: конкурентные, согласованные или взаимодополняющие» считают, что у России и Китая разные стратегические подходы к Сербии, но они преследуют одну и ту же цель: поддерживать сербскую экономику в стабильности и быть ее союзником на международных форумах, полезных для достижения политических целей.
Готовность Сербии работать с государственными компаниями в России и Китае, вероятно, не нравится ЕС, обострившему отношения с обеими странами, утверждают авторы, добавив, что существуют опасения по поводу сделок Белграда с Пекином и Москвой, ведь, с точки зрения стандартов ЕС, они балансируют на грани.
Согласованность внешней политики, политики безопасности и обороны также является проблемой. «Развитие отношений Белграда и Пекина может стать причиной проблем безопасности, т.к. это означало бы большее несоответствие оборонной и внешней политике ЕС в пользу подхода, близкого к пониманию безопасности Москвы и Пекина», — говорится в анализе.
Пока у России и Китая есть свои собственные стратегические интересы в Сербии, их заинтересованность может дать Белграду экономически жизнеспособную и политически важную возможность привлечь внимание двух крупнейших международных игроков.
По словам авторов, в силу специфичности своих интересов Москва и Пекин смогут вести дела в Сербии одновременно, не конкурируя за одни и те же инвестиции, что в пользу Белграда.
В центре внимания Китая находятся транспортная и технологическая инфраструктура, а также добыча полезных ископаемых, что не отразится на российских инвестициях в банковский и энергетический секторы, и наоборот. Металлургическая промышленность — один из немногих секторов, в которых российская и китайская деятельность дополняют друг друга, в отличие от других отраслей, в которых их интересы не пересекаются.
Но этот баланс может нарушиться, если Китай начнет увеличивать продажи в военном и оборонном секторах, традиционно поддерживаемых Россией.
Москва подчеркивает важность усиления военного сотрудничества с Сербией, однако передача оружия и технологий намного меньше, чем кажется. Сербия получила от России шесть истребителей МиГ-29, 30 танков Т-72 и 30 бронемашин. Только транспортировка и ремонт военных самолетов обошлись Сербии в 185 миллионов евро. «Помимо предоставления бывшего в употреблении оружия и периодических совместных военных учений, нет никаких признаков того, что Москва пытается укрепить свои отношения в сфере безопасности, за исключением того, что она хочет, чтобы Сербия была ее союзником в защите от распространения влияния НАТО в регионе», — говорят авторы.
Соглашения Сербии с Китаем о безопасности также являются важным символическим индикатором более тесных политических связей, учитывая, что Сербия является первой европейской страной, купившей китайские оборонные технологии.
Китай пытается найти зарубежные рынки для своей оборонной промышленности и может выйти на региональный рынок через Сербию, сообщают авторы исследования. Сербия — часть планов Пекина по увеличению экономических инвестиций и углублению политических двусторонних отношений со странами Европейского континента.
После первого визита председателя КНР Си Цзиньпина в Белград в 2016 году сербский экспорт в Китай и импорт из Китая увеличились, однако в этом году Китай не вошел в десятку крупнейших сербских импортеров.
По словам авторов, торговля с Китаем и Россией часто неправильно понимается обществом и преувеличивается, хотя и намного меньше, чем с Италией или Германией.
Данные показывают, что ЕС — крупнейший торговый партнер Сербии, на него приходится 64,6% международной торговли Сербии. В 2018 году Россия была вторым по величине торговым партнером, на не пришлось всего 6,9%, а торговля с Китаем составила на 5,1 процента.
«Таким образом, реальные рычаги воздействия, которыми смогут воспользоваться Россия или Китай для воздействия на политическую и экономическую среду, гораздо более ограничены, чем кажется», — заключают авторы.