В парижском магазине «Монопри» (Monoprix) в эти выходные появилась небольшая перегородка, отделяющая недоступный для посетителей книжный отдел от ящичков «Амазон» (Amazon), где клиенты могут забрать заказы, сделанные онлайн. Поощрить американского гиганта интернет-торговли, пытаясь удовлетворить требования владельцев закрытых торговых точек — в этом весь парадокс принятого правительством в воскресенье решения о закрытии в торговых центрах точек «не первой необходимости», а также отделов культуры торговой сети «Фнак» (Fnac).
После прозвучавшего в четверг заявления властей о принудительном закрытии магазинов коммерсанты были возмущены проявленной несправедливостью и нарушением законов. В частности, магазины игрушек и книжные магазины, реализующие значительную долю годовых продаж в период между ноябрем и декабрем, возмутились, что их клиенты могут найти книги и игрушки на крупных торговых площадках, в универсальных торговых сетях, таких как «Фнак», в интернете и, главное, на «Амазон»… но не у них, не у тех, кто специализируется на этой продукции.
Воззвание к правосудию
Будучи приглашен на телеканал «ТФ-1» (TF1) в воскресенье вечером, Жан Касте (Jean Castex) подтвердил, что он не собирается отменять закрытие на две недели, до 12 ноября, торговых точек не первой необходимости. В ответ на требования представителей бизнеса о справедливости Матиньон (Matignon) принял решение ограничить деятельность крупных торговых сетей исключительно продажей продукции первой необходимости, начиная со вторника, 3 ноября. Матиньон привел ряд примеров подобных товаров: так, предметами первой необходимости считаются хозтовары или предметы гигиены, однако в это понятие не включена одежда, книги, посуда или мелкие бытовые электроприборы. «В организационном плане это головоломка, которая в будущем может коснуться крупных торговых сетей, где смешаны разные отделы», — подчеркивает один из представителей бизнеса.
Исчерпывающий список был составлен Матиньоном.
В письме, адресованном премьер-министру, коммерсанты подчеркивают, что это решение «явно нарушает правила конкуренции с „Амазон", не оказывает никакой поддержки малому бизнесу (и) портит жизнь французам». Это ограничение, по своей сути, не касается онлайн бизнес-площадок, вне зависимости от того, идет ли речь об одноотраслевых компаниях или о физически существующих магазинах, ведущих торговлю в интернете.
Совершенно точно, делать мишенью одноотраслевые компании было невозможно, не навредив онлайн-деятельности небольших физических торговцев и непродовольственных ритейлеров, делающих на данный момент ставку на заказы со склада, чтобы реализовать минимум продаж.
В минувший четверг Эмманюэль Макрон (Emmanuel Macron) призвал французов совершать покупки онлайн в ближайших торговых точках. Правительство объявило в воскресенье о введении нового пакета мер по поддержке дигитализации физических торговых точек и самой их деятельности. Продажи, осуществленные через интернет, не будут учитываться при расчете оборота, что дает доступ к фондам солидарности (десять тысяч евро каждому владельцу бизнеса), заявил Брюно Ле Мэр (Bruno Le Maire), а правительство выделит 100 миллионов евро на цифровизацию бизнеса. Книжные магазины получат также льготную ставку для отправки посылок через отделения почты.
Приняв это решение, правительство лишь отчасти удовлетворяет требования представителей бизнеса. «Прискорбно, что власти решили разобраться с проблемой недобросовестной конкуренции, закрыв книжные отделы [магазинов], вместо того чтобы открыть книжные магазины», — сетует Гийом Юссон (Guillaume Husson), главный представитель французского профсоюза книготорговцев. «Мы будем удовлетворены лишь тогда, когда снова откроем свои двери, — объясняет Филипп Гюэдон (Philippe Gueydon), вице-президент Федерации игрушек. — Сейчас мы обращаемся к покупателям с просьбой поддержать нас и не покупать у одноотраслевиков». Федерация игрушек, несмотря ни на что, подаст жалобу в Государственный совет о нарушении принципов равной конкуренции. Торговые центры (CNCC) также готовятся к судебной тяжбе. «Амазон», отказавшийся по требованию властей в эти выходные от своей рекламной кампании, приуроченной к «черной пятнице», «должен полностью отказаться от проведения черной пятницы, по мнению CNCC. Это операция по перехвату продаж, не реализованных физическими торговыми площадками, за три дня до предполагаемого снятия ограничений».