«Религиозная свобода не может быть предметом торга, особенно в то время, когда она под угрозой», — утверждают в «Фигаро» пять епископов и ряд католических интеллектуалов, в том числе Реми Браг, Шанталь Дельсоль, Фабрис Хаджадж и Пьер Манан. Вот текст их обращения.
Сейчас, когда в нашей стране начался второй период самоизоляции, тройное убийство в Ницце стало болезненным напоминанием о том, что христианам приходится платить высокую цену во время терактов. Три человека были зверски убиты в церкви лишь потому, что были христианами. Случалось это и прежде: 26 июля 2016 года отцу Жаку Амелю (Jacques Hamel) перерезали горло прямо во время службы в церкви в Сент-Этьенн-дю-Рувре.
Впечатляет дань уважения жертвам, которую сейчас отдают повсюду во Франции в эти трудные дни, когда мы еще не отошли от шокирующей расправы над учителем Самюэлем Пати (Samuel Paty). Это указывает на то, как сильно наша страна привержена оказавшимся под прицелом у преступников основополагающим свободам: свободе слова, образования и вероисповедания.
Христиане в целом и католики в частности не оставляют без внимания направленные в их адрес жесты симпатии и уважения. Они осознают, что должны участвовать в этом коллективном порыве, который совершенно необходим для борьбы с исламским терроризмом.
Тем не менее получается, что у нас признают религиозную свободу как подлежащее защите основополагающее право, но в то же время ограничивают ее практически полным запретом на собрания в храмах. Считается, что эта деятельность не относится к числу «необходимых».
Мы же считаем, что религиозная свобода не может быть предметом торга и что возможность для ее реализации особенно важна сейчас, когда ей брошен вызов. Если «Республика обеспечивает свободу совести» (закон 1905 года, статья 1), государство должно сделать возможной и христианскую религиозную практику.
Многие католики отказываются бросать церкви, куда верующие приходят за утешением и надеждой в нынешние времена. Ведь через нынешние трудности все труднее становится пройти в одиночку. Для настоящих христиан церковная служба — не формальность, а источник и вершина веры. Святое причастие не просто собирает людей, а формирует церковь, является ее сердцем и жизненным центром. С самых истоков церкви христиане всегда говорили: «Мы не можем жить без воскресенья». Даже гонения не заставили христиан отказаться от встреч в этот праздничный день.
Необходимая для борьбы с вирусом новая самоизоляция становится чрезвычайно сложным периодом, который вызывает у многих тревогу. Церковные службы становятся одними из тех редких моментов, когда верующие могут вновь набраться сил и отваги, чтобы пережить этот период. Поэтому запрет становится для них вдвойне тяжелым испытанием. Так не будем же лишать их возможности вновь набраться сил!
Ведь остаются же открытыми крупные сети розничной торговли. Хотя само по себе потребление не перекликается с глубинными порывами сердца и не помогает справиться со страхом.
В условиях эпидемии коронавируса мы осознаем необходимость санитарных мер и строгого соблюдения всех норм. После снятия первых ограничений мы ответственно подошли к ситуации и неукоснительно соблюдали все правила. Церкви не стали очагами распространения инфекции. Мы в полной мере поддерживаем стремление правительства защитить общественное здоровье. Но тем не менее, при всей нашей поддержке всех мер власти, общий запрет христианских богослужений кажется нам непропорциональным ответом на опасность. Он не учитывает значимости самых дорогих нам свобод, в частности, возможности исповедовать нашу религию. Поэтому мы хотим снятия запрета с открытых служб, особенно воскресных. Причастие — центральная часть нашей жизни.
Как бы то ни было, нам кажется, что этот вопрос не может оставить безучастным ни одного человека, который поддерживает наши основополагающие свободы. Запрет религиозной практики означает неуважение к свободе вероисповедания.
В нынешней тяжелой ситуации мы направили несколько обращений в Государственный совет, поскольку еще в ходе июньского снятия ограничений он обратился к премьер-министру с просьбой принять более пропорциональные меры против существующих санитарных рисков.
Подписали:
Марк Айе (Marc Aillet), епископ Байоннский
Бернар Жину (Bernard Ginoux), епископ Монтабанский
Жан-Пьер Каттеноз (Jean-Pierre Cattenoz), архиепископ Авиньонский
Давид Макер (David Macaire), архиепископ Сен-Пьера и Фор-де-Франс
Доминик Рей (Dominique Rey), епископ Тулонский
Шарль Бегбедер (Charles Beigbeder), предприниматель
Реми Браг (Rémi Brague), философ
Фабрис Хаджадж (Fabrice Hadjadj), философ
Пьер Манан (Pierre Manent), философ
Шанталь Дельсоль (Chantal Delsol), философ
Шарль Мийон (Charles Millon), бывший министр обороны
Жан Севилья (Jean Sévillia), историк и журналист
Тибо Коллен (Thibaud Collin), профессор философии