Срок действия международного эмбарго на поставки оружия Ирану истек. Теперь он может покупать и продавать оружие и военные технологии. Иными словами, Иран сможет модернизировать армию и экспортировать оружие антиамериканским силам и региональным конкурентам в обмен на столь необходимые ему финансовые средства. Однако существует ряд политических и экономических факторов, затрудняющих доступ Ирана на мировой рынок вооружений. Тем не менее некоторые страны готовы вести торговлю оружием с Тегераном, что, несомненно, повлияет на дипломатические отношения на Ближнем Востоке.
В 2015 году ООН приняла резолюцию 2231 о введении эмбарго на поставки оружия Ирану. Она была принята после соглашения по иранской ядерной программе (СВПД), подписанного США, Россией, Китаем, Великобританией, Францией, Германией и Ираном. Согласно соглашению, санкции в отношении Ирана будут постепенно сниматься под контролем международных инспекторов, если он демонтирует объекты, связанные с разработкой ядерного оружия.
В 2018 году президент США Дональд Трамп вышел из соглашения по иранской ядерной программе, которое, по его мнению, не способно помешать ядерным амбициям Ирана. Он вновь ввел санкции в отношении иранского нефтяного сектора. В итоге экономика Ирана погрузилась в глубокую рецессию. Никаких подвижек в согласовании нового ядерного соглашения не произошло, а тем временем истек срок эмбарго на поставки оружия, установленный резолюцией ООН. Теоретически это дает Ирану право покупать и продавать оружие и военные технологии. Со своей стороны, США требуют восстановить санкции против Ирана в рамках СВПД, ссылаясь на неисполнение им обязательств по этому соглашению. Но другие страны говорят, что США вышли из СВПД, поэтому не могут требовать восстановления санкций в рамках этого механизма.
В любом случае США наложат односторонние санкции на иранский сектор вооружений, чем фактически заменят санкции ООН. Страх попасть в «черный список» США удержит большинство стран и оружейных компаний от сотрудничества с Ираном, но не всех.
Иран остро нуждается в современном оружии. Раньше он вел прозападную политику, но после революции 1979 года, которая привела к власти режим мулл, Тегеран подвергается санкциям, которые включают и запрет на торговлю оружием. После революции у него нет законного доступа к западному вооружению или технологиям. Нынешнее вооружение Ирана — старая военная техника, страдающая хронической нехваткой запчастей, а остальной арсенал — старое советско-российское или китайское оружие, модернизированные копии западной военной техники и отечественная техника с ограниченной эффективностью. Что касается систем «второго поколения», то это просто набор деталей. Иран давно приспособился и правильно организовал оборонительные позиции. Он использует недорогие и эффективные ракеты, морские мины и корабли, а также спецназ и хакеров. Но Тегеран по-прежнему остро нуждается в модернизации арсенала и одной отмены эмбарго недостаточно для ее проведения. Во-первых, немногие страны готовы проигнорировать позицию США и продавать оружие Ирану. Россия и Китай — два наиболее очевидных поставщика. В прошлом они поставляли Ирану военную технику и в целом достаточно сильны, чтобы противостоять санкциям США. Более того, как два главных конкурента США они будут счастливы еще больше усложнить стратегические планы Вашингтона, усилив военный потенциал Ирана, и одновременно увеличив свое влияние на стратегически важную страну, которая к тому же обладает нефтью.
Но есть более серьезное препятствие: дефицит ликвидности из-за санкций, введенных в отношении нефтяного сектора. И до тех пор, пока санкции не будут сняты, у Тегерана просто не будет денег, чтобы купить столь необходимое ему вооружение у России или Китая. Напомним, что Иран присматривается к российским истребителям Су-30, танкам Т-90, ракетному комплексу С-400 и противокорабельному ракетному комплексу К-300 «Бастион».
Бывшим поставщикам оружия, таким как Белоруссия и Украина, нечего предложить Ирану. Украина вряд ли захочет продавать оружие Ирану, так как она нуждается в поддержке США в войне против сепаратистов на Донбассе, поддерживаемых Россией. В западных источниках говорится, что снятие эмбарго — это палка о двух концах. Существует вероятность, что Тегеран будет экспортировать военную технику собственного производства и накопит необходимые финансовые ресурсы. Но потенциальных клиентов пока очень мало, если не учитывать незаконные поставки иранского вооружения ливанской «Хазбалле», хуситам в Йемене, шиитским ополчениям в Ираке и некоторым африканским вооруженным группировкам.
В прошлом Иран поставлял оружие в Сирию, Судан и Венесуэлу. Но даже если эти страны сохранили политическую волю для импорта иранского оружия, то все равно они сейчас страдают от внутренних кризисов и коллапса в экономике.
Есть еще две страны, которые могут сотрудничать с Ираном в военно-технической сфере. Первая — Северная Корея, продававшая в прошлом оружие Ирану. Следует отметить, что против Пхеньяна введены санкции на поставки оружия, не позволяющие ему на законных основаниях поставлять какое-либо вооружение Тегерану. Но они могут участвовать в незаконных сделках, в частности, обмениваться технологиями, связанные с баллистическими ракетами и ядерным оружием.
Вторая — Турция. Покупка российской зенитно-ракетной системы С-400 показала, что турок не останавливает гнев Вашингтона. Верно также и то, что Турция сталкивается с экономическим кризисом, но он не такой острый, как в Иране. Более того, Турция и Иран поддержали Катар против Саудовской Аравии. Согласно современной геополитической ситуации на Ближнем Востоке обеим странам противостоит Саудовская Аравия. Таким образом, Турция могла бы поставлять Ирану бронетехнику, танки, вертолеты и даже корабли, а взамен получила бы иранское вооружение: беспилотные летательные аппараты, подводные лодки, морские мины, зенитные, противокорабельные и баллистические ракеты, которые, несомненно, пригодятся Турции в ее провокационных действиях в Восточном Средиземноморье. Иран остро нуждается в оружии, поэтому вполне вероятно, что он заключит сделку с Турцией на поставку вооружений по выгодной цене в обмен на расширение пространства для маневров в Сирии. Но этому может воспрепятствовать Россия.
Истечение срока эмбарго на поставки оружия не откроет Ирану свободный доступ к мировому рынку вооружений. У него нет денег на покупку оружия. Кроме того, пока нет тех, кто готов рискнуть вызвать на себя гнев США. Пока будут действовать санкции в отношении нефтяного сектора, Иран не сможет модернизировать армию и заняться развитием оборонной промышленности. Таким образом, отмена эмбарго окажет ограниченное влияние на региональный баланс сил. Но, как считают аналитики, необходимо учитывать возможность военно-технического сотрудничества Ирана с Катаром и Турцией. Если это произойдет, то их отношения с государствами Персидского залива и другими региональными державами, и США еще больше ухудшатся.