В сложных отношениях Польши и Украины будущее за женщинами? Массовая миграция синонимична не только межобщинной напряженности, то и ценному культурному обмену. С 2014 года в Польшу хлынул настоящий поток украинцев (в разное время, от 1 до 2 миллионов человек), став ответом на нехватку рабочей силы в процветающей польской экономике. Это положило начало сближению гражданских обществ двух стран, которому также способствуют культурная близость и общее коммунистическое прошлое.
Именно в такой обстановке по инициативе мэрии Врослава (запад Польши) была сформирована «Польско-украинская феминатива», диалоговая платформа для феминисток двух стран. Проект снискал неожиданную поддержку: его конференции набрали до 20 000 просмотров в соцсетях.
«Все началось с необходимости организовать памятное мероприятие, — рассказывает инициатор проекта Ольга Шребор. — Речь шла о годовщине договора Йозефа Пилсудского [отец польской независимости] и Семена Петлюры [один из украинских национальных героев]. Как и все исторические мероприятия, оно подразумевало нечто вроде „мужской конвенции". Мы с коллегами сказали себе: „Почему бы не провести его без мужчин!" Идея была воплощена на практике».
«Феминизированное пространство»
После развала коммунистической системы польские и украинские политики придерживаются общей риторики по болезненным вопросам истории двух стран (войны, этнические чистки), зачастую без особых результатов. За последние годы даже наметился определенный регресс. «Диалог Польши и Украины с самого начала был глубоко маскулинизированным, — говорит украинская журналистка Алена Бабакова, которая уже десять лет живет в Польше. — На официальном фото с последнего официального визита президента Дуды на Украину единственная женщина была портретом на стене. Но, как ни парадоксально, когда речь заходит о гражданском обществе, в идущих „снизу" инициативах по единству и диалогу активнее всего себя проявляют женщины. Это означает, что мы продвинулись бы намного дальше вперед в примирении Польши и Украины, если бы им занимались женщины».
«Дипломатия — слишком серьезное дело, чтобы оставлять его мужчинам». Эта знаменитая фраза Акмарал Арыстанбековой, бывшего министра иностранных дел Казахстана и посла в Париже, стала одним из девизов «Феминативы». Дипломатия рассматривается здесь в более широком смысле. «У нас сложилось впечатление, что мы создаем небывалое пространство культурной дипломатии, — с энтузиазмом говорит Ольга Шербор. — Феминизированное пространство».
Цель — сломать запреты. Одной из литературных тем стало отношение женщин к войне на фоне того, как Донбасс до сих пор оккупирован поддерживаемыми Россией сепаратистами. «Женщины платят на войне огромную цену, остаются одни, теряют мужей и сыновей, — говорит участвовавшая в „Феминативе" ведущая Александра Матюшенко. — При этом точка зрения женщин полностью отсутствует в официальной риторике. На Украине все те, кто нелестно отзываются о „патриотическом образе" одинокой женщины-героини, которая ждет мужа, сталкиваются с критикой, в том числе и со стороны женщин».
Солидарность
Недавнее постановление Конституционного суда страны фактически сделало аборт нелегальным и повлекло за собой формирование небывалого явления. «Украинки впервые массово вышли на улицу вместе с полячками, — подчеркивает Алена Бабакова. — Им обычно свойственен комплекс „Гостя", и они не ощущают себя вправе высказывать свое мнение по общественным вопросам. Но в этом случае мы наблюдали небывалую солидарность».
На конференциях «Феминативы» у этой солидарности были и многие другие проявления. «Рассказ о бытовом сексизме и женоненавистничестве по обеим сторонам границы, общий миграционный опыт полек, которые ездили работать на запад и знают, каково быть работником второго сорта, — все это очень сближает, — говорит Александра Матюшенко. — Хотя украинская иммиграция в Польшу выглядит все более успешной». «В целом украинские женщины лучше интегрируются в общество, чем мужчины, — добавляет она. — При знакомстве с польскими городами многие украинки меняют мнение и освобождаются».
«Небольшие отличия»
«С обеих сторон границы у нас небольшие отличия в борьбе, — отмечает Алена Бабакова. — Украинкам приходится бороться с давлением общества, которое навязывает им образ инфантильной куклы, чей успех измеряется социальным статусом мужа. Польки в свою очередь больше сражаются за права на аборт и контрацепцию».
Как бы то ни было, в Польше и на Украине слово «феминизм» во многом сохраняет пренебрежительную коннотацию. Даже эмансипированные женщины не спешат называть себя феминистками. Муза «оранжевой революции» на Украине Юлия Тимошенко не упоминала права женщин, чтобы не потерять популярность. В Польше феминизм открыто продвигают лишь левые партии, то есть менее 20% электората. Тем не менее переступающая границы борьба за эмансипацию может набрать обороты.