29 апреля 1945 года стал черным днем в истории общины Тифенбах округа Пассау в Баварии. Ужасное событие произошло за день до того, как в поселок вошли части одного из пехотных полков армии США. В церковной хронике тогдашний пастор Йозеф Райтбергертак описывает произошедшее: «Расстрел 42 русских военнопленных был ужасающим злодеянием. Накануне прихода американцев, в воскресенье, 29 апреля, около шести часов вечера из Пассау приехал грузовик с приблизительно 15 эсесовцами, явно пьяными. Они ворвались в лагерь с русскими и выгнали оттуда пленных, пугая их выстрелами в воздух. Колонна двинулась по улице в сторону мельницы, минут через 40-60 мы услышали лихорадочную стрельбу. 42 русских были убиты, некоторым удалось спастись».
Эту трагедию в общине никогда не замалчивали, но самые насущные вопросы оставались без ответа.
Кем были преступники, почему никто не предотвратил трагедию, и, наконец, были ли виновные привлечены к ответственности? Альфред Шварцмайер, бургомистр общины до 2008 года, по его собственным словам, всегда испытывал неловкость, когда, показывая делегациям из Америки или России памятник убитым, не мог дать удовлетворительных ответов на эти вопросы. Хотя община и воздвигла в 1954 году каменный мемориал на месте кровавой расправы, разного рода предположения и подозрения продолжали волновать людей.
Чтобы прояснить те события, Шварцмайер принял решение описать конец войны в Тифенбахе и кровавую расправу с военнопленными, опираясь на надежные источники. Серьезную предварительную работу уже проделал в 2014 году этнограф Хайнц Келлерман в труде о судьбе советских военнопленных в регионе Пассау. Кроме того, Швацмайер проанализировал важные, но до тех пор остававшиеся без внимания свидетельства и исторические документы. Например, из США он получил ценные сведения от сына американского солдата, чья воинская часть была размещена в Тифенбахе в конце войны.
На основании своих исследований Шварцмайер пришел к выводу, что события в Тифенбахе нужно рассматривать под разными углами зрения. «Многие в деревне проявляли человечность». Были люди, сотрудничавшие с нацистами, но были и такие, кто оказывал сопротивление. В 1993 году Анна Росмус в своей книге критически описала злодеяния нацистов в окрестностях Пассау. «Но в книге есть и вещи, которые не соответствуют действительности», — говорит Шварцмайер.
Крестьянские семьи прятали пленных и спасали им жизнь. И это тоже правда.