Ан-124 — самый большой транспортный самолет в мире, выпускаемый серийно. В ноябре одна из этих огромных машин совершила в Сибири жесткую посадку. Ее последствия были видны даже из космоса.
Вообще самолет летел из Сеула в Вену с 84 тоннами южнокорейских запчастей на борту. На пути следования Ан-124 авиакомпании «Волга-Днепр» была запланирована промежуточная посадка в Сибири для дозаправки.
Однако случилось несчастье: сразу после взлета рейса VI-4066 13 ноября из аэропорта Новосибирск-Толмачево экипаж заметил, что с их машиной происходит что-то неладное. На высоте 300 метров раздался адский грохот в одном из двух двигателей на левом борту.
Осколки разрушившегося двигателя пробили фюзеляж и крыло самого большого транспортного самолета в мире, выпускаемого серийно. Электрические кабели были перерублены, энергоснабжение всего воздушного судна отключилось. Ни один механизм в кабинете пилотов, в том числе система коммуникации с диспетчерами, больше не работал. Тем не менее экипажу удалось вновь выпустить шасси и вернуться в аэропорт.
Фотоснимок, сделанный 28 ноября спутником Sentinel 2, показывает результат: огромный самолет общим весом в 250 тонн приземлился более или менее мягко, что свидетельствует об исключительном мастерстве пилотов. Однако так как экипаж во главе с капитаном Евгением Соловьевым не смог включить механизм реверсирования тяги для торможения машины, она выехала приблизительно на 200 метров на пределы посадочной полосы, в результате чего шасси разрушилось. На снимке хорошо виден тормозной путь на снегу за посадочной полосой.
Использование танков на аварийных работах
Никто из 14 человек, находившихся на борту, не пострадал. Удаление самолета с сильно поврежденными крыльями и фюзеляжем со взлетного поля в условиях морозной зимы стало крайне сложной логистической задачей. Для этой цели даже привлекли два танка. Сможет ли самолет когда-нибудь вновь подняться в небо, еще не ясно.
Обстоятельства, приведшие к катастрофе, еще расследуются. Но в компании «Волга-Днепр» приняли радикальное решение: пока не выяснится причина аварии, весь флот Ан-124, а это восемь машин, будет оставаться на земле. Предстоит обследовать в общей сложности 60 двигателей. В руководстве компании надеются, что проверку удастся провести за несколько недель.
Другой аэропорт, тот же самолет
Несколько самолетов компании «Волга-Днепр» на регулярной основе паркуются и в Германии — в аэропорту Лейпциг-Галле. Там одна из дочерних фирм компании держит техническую базу. На еще одном снимке со спутника Sentinel, на этот раз — от 27 ноября, можно увидеть эти лайнеры, стоящие на площадке у северной посадочной полосы.
То, что добровольный запрет на полеты Ан-124 в компании «Волга-Днепр» распространяется только на коммерческие рейсы, доказывает полет одного из самолетов на прошлой неделе. В тот день одна из машин покинула Лейпциг-Галле и взяла курс на базовый аэропорт компании в Ульяновске на Волге.
Самолет используется и бундесвером
До 120 тонн грузов помещается в грузовом отсеке Ан-124 объемом в 750 кубических метров. Неважно, идеи ли речь об оборудовании для нефтяных и газовых разработок, о деталях для космических ракет, о спутниках, парусных яхтах или вагонах на магнитной подушке — этот воздушных грузовик может перевести всё.
«Волга-Днепр» — не единственная авиакомпания, использующая Ан-124. Помимо российских военно-воздушных сил, этих тяжеловесов имеют в своих грузовых флотах украинская компания «Авиалинии Антонова» и Maximus Air Cargo из Объединенных Арабских Эмиратов. И там, судя по всему, решили пользоваться самолетами и дальше. В середине прошлой неделе один из Ан-124 «Авиалиний Антонова» приземлился в Лейпциге-Галле, чтобы двумя днями позже отправиться дальше — в Туркменистан.
«Авиалинии Антонова» перевозят по всему миру военные грузы более десятка государств ЕС и НАТО, в том числе Германии. Salis (Strategic Airlift International Solution) — так называется соответствующая транспортная программа. Для Ан-124, как и для других военных транспортных самолетов, взлет и посадка на относительно коротких взлетно-посадочных полосах без твердого покрытия — не проблема. Но по сравнению с современным транспортным самолетом А400М грузоподъемность Ан-124 в три раза больше.
До 2018 года и «Волга-Днепр» была участником программы Salis, несмотря на то, что после аннексии Крыма и начала конфликта на востоке Украины отношения между России и Украиной разрушены. Теперь же «Авиалинии Антонова» обслуживают программу Salis в одиночку. Если из-за объявленного президентом США Дональдом Трампом отвода американских войск из Афганистана НАТО действительно вдруг прекратит операцию в этой стране, то вряд ли дело обойдется без Ан-124. Вероятно, и это обстоятельство сыграло определенную роль в решении руководства «Авиалиний Антонова» продолжить полеты, несмотря на чуть не случившуюся катастрофу в Новосибирске.