1 декабря Россия подписала соглашение, позволяющее создать в Порт-Судане пункт материально-технического обеспечения. Численность находящегося там персонала не сможет превышать 300 человек, а находиться в базе одновременно смогут максимально четыре корабля ВМФ РФ. Документ предусматривает, что пункт будет располагать системой противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы. Находящиеся на базе россияне и члены их семей получат дипломатический иммунитет, а деятельность, связанная с функционированием объекта, не будет облагаться какими-либо налогами или таможенными пошлинами. Ввоз и вывоз через суданские порты и аэродромы всех товаров и оборудования (в том числе военной техники и вооружений), необходимых для функционирования базы, выполнения задач военными кораблями и ведения там деятельности российскими поставщиками, тоже будет осуществляться беспошлинно. Транспортные средства при этом будут обладать иммунитетом от досмотра, обыска и ареста на территории всей страны.
Соглашение даст России свободный доступ к воздушному пространству Судана. Москва не будет платить за пользование базой, но на основе отдельного договора поставит оружие и технику, а также возьмет на себя ряд обязательств, связанных с помощью в развитии суданских вооруженных сил, противовоздушной обороной Порт-Судана, а также защитой суданских территориальных вод от подводных диверсионных средств, что подразумевает взаимодействие с российской военной разведкой. Соглашение будет действовать 25 лет и может автоматически продлеваться каждые десять лет, если одна из сторон, как минимум за год до окончания его действия, не заявит об отказе от продления.
Комментарий
Подписание соглашение следует рассматривать в контексте укрепления политических связей между Россией и правящим в Судане военным режимом, а также проводимой Кремлем в последние годы африканской стратегии: экспансии политического и военного присутствия РФ в странах Тропической Африки. Москва предоставляет суданским властям защиту от западного давления, связанного с обвинениями руководства Судана в нарушении прав человека, в особенности в ходе ведущихся им войн против бунтующих провинций.
Россия вместе с Пекином блокировала на площадке ООН попытки Запада ввести санкции против Судана и эмбарго на поставку в эту страну вооружений. Тот, в свою очередь, отблагодарил ее, голосуя в соответствии с российскими интересами (например, по Сирии или Украине), а также признав аннексию Крыма. Хартум выступает одним из важнейших торговых партнеров Москвы в Тропической Африке. В 2018 году объем товарооборота между ними составлял около 500 миллионов долларов, при этом речь шла практически исключительно о российском экспорте в Судан (в 2019 году в связи с внутренним суданским кризисом тот сократился примерно двое). Для сравнения: объем товарооборота РФ с ее крупнейшим партнером в регионе, Южно-Африканской Республикой, составляет около миллиарда долларов в год.
В последние 20 лет Россия выступает основным поставщиком вооружений и военной техники для суданских вооруженных сил. За этот период она поставила им оружия примерно на миллиард долларов, что для Тропической Африки — серьезная сумма. Также в Судане вот уже два десятилетия работают российские инструкторы и военные советники, а суданцы проходят обучение в РФ. Как минимум с 2018 года на суданской территории присутствует так называемая ЧВК Вагнера, которая принадлежит приближенному к Путину бизнесмену Евгению Пригожину. Она занимается охраной золотых приисков, где работают его фирмы («М Инвест» и ее дочерняя компания «Мероэ Голд», попавшие в июле 2020 года под американские санкции).
В 2019 году Россия и Судан подписали соглашение о военном сотрудничестве, а также создании постоянного представительства российского оборонного ведомства при суданском министерстве обороны. С 2007 года действует также договор о защите секретной информации.
С военно-стратегической точки зрения в существовании российской базы в Красном море особого смысла нет. ВМФ РФ не имеет постоянного присутствия (или необходимости его установить) ни там, ни в Индийском океане. Участие российских кораблей в операциях против пиратов до сих пор удавалось обеспечивать благодаря базе Тартус в Сирии. Предусмотренная новым соглашением возможность захода на суданскую базу кораблей с ядерной энергетической установкой имеет исключительно пропагандистское значение. С оперативной точки зрения переброска атомных подводных лодок или тяжелых атомных ракетных крейсеров в закрытую акваторию Красного моря лишена смысла. Ее следует воспринимать как политическую демонстрацию наращивания оперативного потенциала ударных сил российского флота.
Нельзя, однако, исключить, что под предлогом присутствия кораблей с ядерной энергетической установкой в Порт-Судан, как в перевалочный пункт, будут попадать ядерные технологии. О намерении соответствующим образом скрыть от посторонних глаз происходящее на базе свидетельствует решение о размещении там систем радиоэлектронной борьбы, главной задачей которых станет блокирование работы разведывательных средств других стран.
Пункт материально-технического обеспечения следует считать, скорее, находящейся под российским контролем перевалочной базой для разного рода товаров и материалов (в том числе военного назначения). На это указывает в первую очередь отсутствие в соглашении каких-либо ограничений на передвижение вспомогательных судов ВМФ РФ (регулируются только аспекты, связанные с боевыми кораблями), в том числе, перевозящих товары. Также нет уточнений, касающихся захода в российскую базу гражданских судов.
Это приобретает особое значение в контексте заявления министра обороны Сергея Шойгу от 4 декабря о необходимости очистить арсеналы и склады от «непригодного имущества» в срок до мая 2021 года. Можно предположить, что соглашение с Суданом послужит, в частности, для переброски в Африку остатков признанных непригодными вооружений, произведенных в советский период.
Соглашение позволит российским спецслужбам свободно вести свою деятельность, о чем свидетельствует отнесение к числу «компетентных органов» в списке терминов и определений, которые используются в документе, сил, занимающихся обеспечением безопасности на территории базы (в том числе ФСБ и разведывательных служб).
Предоставление россиянам неограниченной свободы в использовании авиации и наземного транспорта указывает, что пункт материально-технического обеспечения будет служить для проведения специальных операций в странах, граничащих с Суданом, а также для переброски персонала частных военных компаний. База (в свете возможности бесконтрольно перемещать наземный и воздушный транспорт) может также использоваться как транспортный коридор для российских фирм (в том числе, принадлежащих Пригожину), которые ведут деятельность в Центральноафриканской республике.
Принимая во внимание все вышеперечисленные обстоятельства, следует сделать вывод, что создание пункта станет своего рода символическим жестом. С одной стороны, он призван защитить дружественный суданский режим от давления Запада, а с другой — создать источник нелегальных доходов как для российского оборонного ведомства, так и для сотрудничающих с ним компаний.