Путин оставил Жаира Болсонару единственным в списке не поздравивших нового президента США, что говорит только о низкой важности Бразилии на международной арене: у правительства нашей страны нет никаких реальных геополитических споров с Вашингтоном.
У России, в свою очередь, список огромный. Чтобы осветить мотивы недоверия России к США, нужно вернуться в 90-е годы.
После распада Советского союза в 1991 году Россия оказалась огромным неблагополучным государством с крайне диким капитализмом и внутренними мафиозными группировками. Эти группировки происходили из региональной бюрократии коммунистической партии, во главе стояли в одночасье разбогатевшие люди.
Конечно, это упрощение, были случаи и настоящего предпринимательства. Но общая атмосфера напоминала Дикий Запад, хотя поначалу её нейтрализовала эйфория от окончания семи десятилетий советского тоталитаризма.
Ситуация развивалась трагически. За резким падением уровня жизни последовало унижение, нанесенное народу исламскими повстанцами в Чечне в 1994-1996 годах и «алкогольным» правлением Бориса Ельцина.
На закате правления Ельцина в 1998 году в стране разразился финансовый кризис, мгновенно уничтоживший либеральную мечту. Даже у коммунистов выросло количество сторонников, объяснялось это недовольством старшего поколения.
Тут и появился Путин со своей программой национального возрождения. Среди её компонентов — государственный капитализм, разделение власти с враждующими группами элиты, ценности идеологии православной церкви и, особенно, величие победы СССР во Второй мировой войне.
Всё ещё испытывающий сопротивление президент внес в свою повестку дня идею более сдержанного отношения к Западу. В 2000 году он даже предложил демократу Биллу Клинтону включить Россию в НАТО, альянс, созданный в 1949 году для защиты от СССР.
Никто не знает, насколько это предложение было искренним, но оно не смогло остановить продвижение НАТО к бывшим границам Советского союза. В 2004 году семь бывших коммунистических стран вступили в альянс, три из них — входившие в Советский Союз прибалтийские республики.
На фоне высоких цен на энергетическое сырье, благодаря рынку голодающего Китая, в стране появилась стабильность, а Путин начал меняться. Критики считают, что это была идеальная ситуация для реализации авторитарной программы Путина, который хотел по-царски контролировать все стороны жизни страны.
В 2007 году во время своего второго срока он произнес жесткую мюнхенскую речь, в которой указал на однополярность мира.
В следующем году он ввязался в войну, чтобы не позволить Грузии вступить в НАТО. Победа досталась с трудом, но результатом стала широкая программа теоретической и материальной модернизации Вооруженных сил, и уже в 2010 году они вышли на новый уровень.
Именно тогда произошла последняя попытка русских и американцев открыться друг другу. В США президентом был Барак Обама, а вице-президентом — Джо Байден. Звучали обещания перезагрузить отношения между странами, а также было подписано последнее действующее соглашение об ограничении ядерного оружия.
С того момента всё полетело вниз.
Подозрения русских о том, что Америка и Европа хотят укрыть Украину своим институциональным и военным зонтиком посредством свержения в 2014 году в Киеве прокремлевского правительства, привели к аннексии Крыма.
К этому добавилась также спонсируемая Москвой война на пророссийски настроенном востоке страны. Из-за неё Украина оказалась в подвешенном состоянии, ей нравится Европа, но официально оформить отношения возможности нет.
Что касается кризиса в Белоруссии в этом году, действия Путина были ещё более тонкими. Он предложил правительству страны военную помощь и провел военные учения, чтобы напугать Запад, но сдерживание протестов против местной диктатуры осуществляется внутренними силами.
Москва смогла урегулировать серьезный конфликт на Кавказе и помочь азербайджанцам и армянам подписать соглашение о прекращении огня. Поддержка Запада была беспрецедентной.
Во-первых, у США и Франции нет четких местных инструментов для переговоров. Во-вторых, им хотелось, чтобы Турцию, поддержавшую Баку в этой войне, остановили, а сами они не запачкали руки. Та самая Турция, попавшая под санкции США за покупку российского вооружения, усложняет положение вещей.
Ситуацию с Украиной разрешить трудно, ведь любое эффективное сотрудничество НАТО и России приостановлено. Байден, следуя традиции демократов, будет оказывать давление посредством санкций и разговоров о свободном мире.
Есть и другие направления разногласий, на это всегда указывает Министерство обороны США, ссылаясь на обновленный военный потенциал России, который спас сирийскую диктатуру в гражданской войне.
Во вторник 15 декабря госсекретарь США Майк Помпео пожаловался на действия России в Средиземноморье. Несколько недель назад две страны столкнулись в спорных водах Тихого океана. Недели не проходит без перехватов самолетов противника или провокационных учений.
Есть очевидное расхождение точек зрения на значительную зависимость Европы от российского газа. Практически во всех вопросах, рассматриваемых Советом Безопасности ООН, Москва и Пекин выступают единым фронтом против США, Великобритании и Франции.
В конце концов, есть ещё многолетние обвинения в атаках на США русских хакеров, а также оспаривание прав человека и политических свобод в России. Для демократов, которые обычно к русским относятся жестче, это вопрос чести в большей степени, чем для Трампа, хотя бы потому, что его считали бенефициаром цифрового вмешательства.
Латентный кризис с Ираном имеет все возможности стать основной проблемой в начале мандата Байдена, на эту роль также претендуют внезапный ядерный сюрприз от Северной Кореи и враждебные отношения с Китаем. На фоне всего этого кажется, что планы Байдена в отношении Путина очевидны.
Речь идет о подписании договора СНВ-III, который Трамп оставил в подвешенном состоянии. Его действие заканчивается через 15 дней после вступления Байдена в должность, и он уже высказался за перенос переговоров, Путин ждет это предложение.
Положение Путина относительно комфортно, учитывая экономические трудности его страны. У Байдена есть шанс не упустить, как это сделал Обама, шанс «перезагрузить» отношения с Россией.