Спустя шесть недель военных действий последние войска Армении, тридцать лет оккупировавшие регион, под международным наблюдением вернулись на родину.
Пришло время для примирения, исцеления и восстановления уважительных отношений между странами. Однако международные СМИ пестрят обвинениями в том, что Азербайджан в настоящее время планирует «культурный геноцид» христианских памятников и наследия.
Эти утверждения подкрепляют «доказательства» советской эпохи, когда Азербайджан не был ни более свободным, ни более независимым, чем любая другая часть СССР. От разрушения православных храмов по приказу Сталина в Москве до разрушения Александро-Невского собора в столице Азербайджана Баку и потери более 25 тысяч мечетей в период с 1917 по 1970-е годы, во всем советском мире преднамеренное разрушение религиозных памятников было государственной политикой.
В современной азербайджанской политике наблюдается обратная картина. С момента обретения независимости в 1991 году Азербайджан продемонстрировал всему миру свою приверженность делу восстановления своего многорелигиозного наследия. Армянский собор в Баку, разрушенный во время хаоса 1990 года, был полностью восстановлен. В настоящее время в нем находится библиотека, насчитывающая более 5000 ценных армянских рукописей. Его также посетил глава Армянской церкви.
Новый католический собор был построен на пожертвованной правительством земле, и был открыт Папой Римским. Старые синагоги были восстановлены и вновь открыты. Также были построены новые еврейские школы.
За пределами нашей страны Азербайджан профинансировал и внес свой вклад в проекты по религиозной реставрации катакомб Ватикана, романских церквей во Франции и витражей Страсбургского кафедрального собора. Вот почему мир может и должен доверять руководству моей страны: наши действия являются свидетельством наших слов.
Администрация Азербайджана публично объявила, что она будет заниматься восстановлением как христианского, так и мусульманского наследия этого региона, и мы приветствуем участие ЮНЕСКО в этом проекте. Эта международная организация справедливо демонстрирует приверженность Азербайджана трудному пути восстановления не только наследия, но и мирного, смешанного общества, когда-то существовавшего в этом регионе.
К сожалению, мы нашли очень мало такого на территориях, которые мы освободили в прошлом месяце.
Мы знали о разрушениях, которые ждали нас некоторое время, как и многие из 700 тысяч азербайджанцев, изгнанных с этих земель во время войны в начале 1990-х годов. Они проверяют карты Google с момента их создания, ищут доказательства того, что осталось от их домов, рабочих мест и мест поклонения — мало что можно найти.
К сожалению, теперь мы своими глазами видим масштабы разрушений, вызванных более чем 30-летней незаконной оккупацией. Документально подтвержденное осквернение мечети, превращенной в конюшню, было лишь началом: 700 памятников истории и культуры; 927 библиотек; 808 культурных центров; 85 музыкальных и художественных школ; 22 музея с более чем 100 тысяч артефактов; 4 картинные галереи, 4 театра, 2 концертных зала были повреждены или уничтожены.
Мы шокированы продолжающимися разрушениями: в прошлом месяце BBC показал кадры сожжения домов теми, кто уезжал по условиям мирного соглашения, «чтобы ни один азербайджанец не мог войти».
Некоторые могут утверждать, что это жестокое культурное насилие является достаточным основанием для более решительных ответных мер. Но это не так. Хватит с нас разрушений. Мы должны двигаться вперед.
Мы считаем, что восприимчивость Азербайджана к различным культурам и религиям, сформировавшаяся после обретения независимости, является образцом для подражания. Сегодня мы все, люди разных вероисповеданий, живем в одной стране, в Азербайджане. Здесь иудеи, христиане и люди других вероисповеданий живут вместе с мусульманами, открыто исповедуя свои верования и прославляя свою культуру вместе со своими мусульманскими соседями.
Когда Папа Римский Франциск посетил Баку в 2016 году на встрече лидеров мусульман, иудеев и христиан, он подчеркнул «гармонию, которую религии могут строить вместе, основываясь на личных отношениях и доброй воле ответственных лиц».
Добрая воля, разделяемая общинами авраамических религий в Азербайджане, не может быть более эффективной, чем совместная статья главного раввина нашей страны, православного архиепископа и мусульманского лидера Шейх-уль-ислама, призывающая мир оценить Азербайджан как многоконфессиональную нацию, которой он является сегодня.
Мы не можем предотвратить обвинений в том, что Азербайджан представляет угрозу для христианского наследия. Но почему это относится к территориям, освобожденным недавно после 30 лет незаконной оккупации? И подумайте: зачем нам разрушать церкви, если в течение вот же 30 лет мы поощряли различные религии и восстанавливали религиозные здания на остальной территории Азербайджана?