Ливия расположена всего в двух часах лёта от Европы, поэтому считается ее ближайшей соседкой, а следовательно политические сдвиги и конфликты в этом богатом нефтью североафриканском государстве имеют непосредственные и масштабные последствия для европейских государств. И поэтому Европейский союз уже давно принимает активное участие во внутренних и международных делах Ливии.
В 2011 году ключевые державы Европы, а именно Франция, Италия и Великобритания, поддержали народное восстание в стране, сыграв важную роль в свержении режима Муаммара Каддафи. С тех пор, однако, расходящиеся интересы этих стран в регионе в сочетании с внутренним соперничеством, проявившимся после принятого Великобританией в 2016 году решения о выходе из Евросоюза, привели к непоследовательным шагам в политике ЕС в отношении Ливии.
Отсутствие последовательной европейской политики в отношении этой страны не только усугубило и продлило непрекращающийся конфликт в Ливии, но еще и позволило России расширить свое влияние в регионе.
Соперничество между Италией и Францией
В эпоху, наступившую после свержения Каддафи, главное европейское соперничество в Ливии развернулось между Италией и Францией. Несмотря на то, что эти две страны вместе участвовали в проводившейся под эгидой НАТО военной кампании против режима Каддафи в 2011 году, в последние годы они занимались опасным перетягиванием каната, подрывавшим международные, и особенно европейские, усилия по разрешению ливийского конфликта.
Ключевой задачей Италии в Ливии является сдерживание потока мигрантов, поддержание поставок ливийского газа и обеспечение коммерческой выгоды для действующих в стране итальянских компаний. Французское же правительство менее озабочено вопросами миграции, которая не затрагивает Францию в таком объеме, как Италию. Вместо этого оно больше ориентировано на усилия по борьбе с терроризмом и предотвращение формирования в стране лагерей экстремистских вооруженных группировок. Французская компания «Тоталь» также имеет огромные доли в нефтегазовом секторе Ливии, особенно на юго-западе страны.
Из-за этих расхождений интересов Италия и Франция заняли разные позиции по ливийским вопросам и поддерживают противоборствующие стороны в непрекращающемся конфликте.
С момента краха Каддафи в Ливии доминировали вооруженные группировки, и страна была расколота между двумя соперничающими администрациями: признанным ООН Правительством национального согласия в Триполи и самопровозглашенной соперничающей администрацией на востоке под предводительством мятежного военачальника Халифы Хафтара. Италия, как и большинство других членов ЕС и НАТО, поддерживает Правительство национального согласия, в то время как Франция оказывает помощь Хафтару.
Решение Франции занять позицию, отличную от ЕС, продиктовано многочисленными факторами. Главным сторонником лагеря Хафтара в Ливии являются Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), страна, где размещается не только ключевая военная база Франции, но и второй крупнейший покупатель французского вооружения. Правительство национального согласия, с другой стороны, пользуется поддержкой Турции, страны, вовлеченной в данный момент в соперничество как с Францией, так и с ОАЭ.
Поддерживая Хафтара в Ливии, Франция помогает Абу-Даби претворять в жизнь свои амбиции в регионе, препятствуя при этом планам Анкары по расширению своего влияния на востоке Средиземноморского региона. Другие страны, находящиеся в конфронтации с Турцией, такие как Египет и Греция, также примкнули к оси против Правительства национального согласия.
Обвинения, что Турция «играет в Ливии преступную роль», звучат со стороны Франции по меньшей мере лицемерно, учитывая, что она, сотрудничая с ОАЭ и Египтом, вмешивалась в дела Ливии на стороне Хафтара с 2014 года, в том числе поставляя ему вооружение и обеспечивая политическую и логистическую поддержку. Военное вмешательство Турции началось совсем недавно и строится на законном соглашении, подписанном с Правительством национального согласия в ноябре 2019 года.
Растущее влияние России
Все это вызвало не только раскол в ЕС, лишив его возможности осуществлять влияние над ситуацией в Ливии, но и помешало усилиям ливийского народа, направленным на создание мирного и демократического государства. Кроме того, эти разногласия внутри ЕС создали пространство для того, чтобы Россия стала крупнейшим игроком в Ливии.
Россия поддерживала кампанию Хафтара по свержению Правительства национального согласия, рассчитывая, что генерал-отступник установит в Ливии выгодную для российской повестки новую диктатуру в стиле Каддафи.
Военная кампания 2011 года в Ливии под эгидой НАТО, в результате которой был свергнут режим Каддафи, лишила Москву ключевого союзника и подорвала ее экономические и стратегические интересы в регионе. Поэтому поддержка Россией Хафтара служит еще и способом свести счеты с НАТО.
В 2008 году Каддафи посетил Москву, где он вел переговоры о соглашениях с российским правительством, включавшие новые торговые договоры по вооружению, развитию железных дорог и добыче нефти и газа общей стоимостью около 10 миллиардов долларов. Россия рассчитывает на возобновление этих соглашений, быть может, надеясь на готовность Хафтара заключить их в том случае, если власть окажется в его руках.
Президент России Владимир Путин не отрицает присутствия российских боевиков в Ливии, заявляя, что они не являются представителями государства и не получают денег от российских властей. Российское правительство, разумеется, часто прибегает к подобной тактике. В последние годы Кремль использовал наемников в нескольких конфликтах в мире, от Украины до Центральноафриканской республики, отстаивая свои интересы и отрицая при этом факт какого-либо официального военного вмешательства.
Присутствие российских боевиков в Ливии, однако, является не единственным свидетельством растущего влияния Москвы в этой стране. В этом году Россия также выступила в роли ключевого участника дипломатических усилий по разрешению конфликта.
В январе 2020 года, к примеру, она провела переговоры о заключении перемирия между Хафтаром и главой Правительства национального согласия Файезом ас-Сарраджем в Москве. При том что в переговорах, проводившихся при сопредседательстве Турции, не удалось добиться соглашения о прекращении огня между воюющими сторонами, они поспособствовали закреплению России в роли главной заинтересованной стороны и арбитра в конфликте.
Несколько дней спустя, когда Германия провела крупную международную конференцию по Ливии в Берлине, президент Путин вновь сыграл ведущую роль в попытке разрешить этот конфликт, что придало вес набирающему оборот восприятию, будто будущее Ливии уже невозможно себе представлять без вмешательства России. Более того, после январских встреч в Москве и Берлине Россия тесно координирует свои действия с Турцией, а не с какой-либо из стран ЕС, чтобы гарантировать достижение постоянного прекращения огня и политического урегулирования в Ливии.
Сегодня из-за внутренних конфликтов между европейскими странами и, в особенности, контрпродуктивных стратегий французского правительства ЕС утратил большую часть возможностей и авторитета для оказания влияния в Ливии.
Однако Брюссель не может позволить России диктовать собственные условия в этой стране по своей прихоти, учитывая близость Ливии к берегам Европы. Это будет представлять угрозу безопасности ЕС и его экономическим интересам, особенно если Москве удастся установить авторитарный военный режим в Ливии.
Пока не поздно, ведущие европейские державы должны предложить отлаженную общую стратегию и начать сотрудничать друг с другом, чтобы помочь ливийскому народу построить стабильное демократическое государство. Если они смогут этого добиться, можно будет найти и решение в случае разнообразных угроз, с которыми они могут столкнуться из-за непрекращающихся беспорядков в Ливии, начиная от терроризма и заканчивая усилившейся миграцией.
Учитывая, что военное присутствие России в Средиземноморье представляет собой прямую угрозу для интересов НАТО, новой администрации Байдена следует попытаться вновь принять активное участие в Ливии. Ей следовало бы призвать ключевых европейских союзников и партнеров по НАТО играть более активную роль в ограничении растущего влияния России в Северной Африке.
Европейским державам следует собраться с силами и сосредоточиться на том, что для них важно и что принесет наибольшую пользу, а именно — на помощи ливийцам в строительстве своего надежного демократического будущего.