Благодаря своему высокому авторитету Ангеле Меркель удалось во время председательства Германии в Совете Европы добиться важных положительных решений, например, в споре с Польшей и Венгрией. Тем не менее, общий итог неоднозначен. С точки зрения немецких налогоплательщиков уход Меркель станет большой потерей.
Сегодня при взгляде на Европейский союз возникают два вопроса: насколько успешной была Германия под руководством канцлера Ангелы Меркель во время шестимесячного председательства Германии в Совете Европы? А также:: В каком состоянии находится ЕС в конце 2020 года? Итог председательства Германии в Совете Европы неоднозначен.
Но Ангела Меркель смогла провести ряд важных решений. Так благодаря ее личному вкладу и высокому авторитету среди правительств стран ЕС удалось уладить конфликт с Польшей и Венгрией о долгосрочном бюджете ЕС и о предоставлении 750 миллиардов евро для поддержки экономик, пострадавших от коронавируса. Кроме того, она умело провела переговоры о принятии климатических норм на 2030 год (55-процентоное снижение выбросов парниковых газов по сравнению с 1990 годом), хотя вопрос о конкретном воплощении этой цели остается открытым.
Кроме того, Ангела Меркель в жесткой полемике с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом вновь добилась деэскалации ситуации, и поэтому решение о санкциях было принято единогласно. В конечном счете все было взаимосвязано, и поэтому было важно, что все проблемы на финишной прямой были устранены одновременно и ЕС в разгар пандемии коронавируса не заблокировал себя сам.
Меркель оставит после себя огромную брешь
Как минимум после председательства Германии в Совете Европы становится понятно: после того, как Ангела Меркель осенью 2021 года отойдет от дел, в европейском политическом ландшафте возникнет огромная брешь, которая ослабит договороспособность европейского сообщества и возможно временно ограничит и его дееспособность.
Отсутствие Меркель в сочетании с выходом Объединенного Королевства из ЕС приведет также к тому, что президент Франции Эммануэль Макрон вместе сильными южно-европейскими членами ЕС Италией и Испанией попытается продвинуть новые программы расходов и принцип коллективной ответственности. Прежде всего, с точки зрения немецких налогоплательщиков уход Ангелы Меркель станет большой потерей вне зависимости от того, сменят ли ее такие премьер-министры, как Маркус Зёдер (Markus Söder) из ХСС или Армин Лашет (Armin Laschet) из ХДС. И тот, и другой — типичные земельные политики без большого опыта в международных делах.
Несмотря на свои исключительные лидерские способности Ангеле Меркель во время председательства Германии в ЕС удалось достичь далеко не всего. Во-первых: реформа миграционной политики ЕС после четырех лет споров под ее руководством провалилась. Поэтому ЕС не подготовлен к новому миграционному кризису. Германия остается и в дальнейшем точкой притяжения для мигрантов, проникающих туда нелегально из других стран ЕС, где жизненные условия для них намного хуже.
Так же как неоднозначны результаты председательства Германии в Совете Европы, двойственно и положение Европейского союза в целом. После первоначального хаоса ЕС показал во время пандемии, чего могут достичь сплоченность и чувство общности в отличие от административной разобщенности государств. Члены сообщества действуют согласованно, они помогают друг другу и способствуют тому, что даже такие страны, как Румыния, Болгария или Эстония, весной получат больше доз вакцины на душу населения, чем Объединенное Королевство. Все это — огромный успех Европейской комиссии в Брюсселе.
Но идут и вызывающие беспокойство процессы, прежде всего с точки зрения Германии. Сильные и более слабые экономики вопреки интенсивному внутриевропейскому перераспределению средств все больше отдаляются друг от друга в своем развитии. Кроме того, новый 1100-миллиардный семилетний бюджет вновь сфокусирован на клиентелистской и регрессивной аграрной политике, в то время как расходы на научные исследования, цифровую экономику или на защиту внешних границ ЕС слишком малы. Когда-нибудь Европе придется за это расплачиваться.
Евро стоит на шаткой основе
К этому добавляется и то, что гора долгов становится все выше. В семи странах — в том числе в Италии, Франции и Испании — государственная задолженность уже значительно превышает ВВП. Можно ожидать, что в ближайшее время раздадутся требования о предоставлении миллиардов из Фонда помощи экономикам, пострадавшим от коронавируса, так же как и пока еще разрозненные просьбы о гигантском списании долгов. Поэтому нужно ясно сказать: евро как общая европейская валюта стоит на фундаменте, становящемся все более шатким.
Какое завещание может оставить Ангела Меркель Европе? Наверняка, в нем не пойдет речь о подписании инвестиционного соглашения с Китаем, к которому в последние дни европейцев подталкивает диктаторский пекинский режим. Намного важнее будет, если Ангела Меркель в последние девять месяцев своего канцлерства заложит фундамент для нового трансатлантического союза. Будущее Европы в политических, экономических и военных вопросах целиком зависит от тесного сотрудничества с «либеральным интернационалистом» (выражение Александра Кули/Alexander Cooley) по имени Америка. Европе нужно сделать Вашингтону предложения. И в мировой политике Европа должна действовать более активно, прежде всего, на Ближнем Востоке. Но для этого нынешнему ЕС следует наконец измениться.