В 1970-х годах Советский Союз приступил к реализации такого проекта, какие ни один флот мира не осуществлял на протяжении десятилетий. Он начал строительство надводных боевых кораблей, сравнимых по размерам с линкорами времен Первой и Второй мировых войн. ВМС США и всех прочих стран давно уже отказались от таких кораблей из-за их дороговизны и уязвимости. Зачем тратить кучу денег на один-единственный корабль, который может очень быстро стать добычей ракет и торпед?
Но Советы не просто продолжали упорно строить эти корабли. Они сохранили их в боевом составе флота даже после окончания холодной войны. Изначально они должны были создавать угрозу самым ценным кораблям ВМС США — авианосцам и подводным лодкам с баллистическими ракетами. Но сейчас оставшиеся в строю корабли этого класса выполняют другие задачи: они демонстрируют флаг и заставляют мир помнить о российской военно-морской мощи.
Истоки
Крейсера проекта 1144 изначально строились как тяжелые атомные противолодочные корабли, предназначенные либо для охоты на американские ракетные субмарины, либо для защиты советских ядерных бастионов от ударных подводных лодок США и Британии. Изначальный замысел не предусматривал противокорабельные средства на этих надводных кораблях. Однако развитие ракетной техники в сочетании с усилением угроз со стороны американских надводных кораблей и особенно американских авианосцев привело к тому, что конструкторы задумались о строительстве крейсера, способного вести борьбу с надводными и подводными целями.
По меркам холодной войны корабль, способный выполнять все эти задачи, был невероятно большим. Создавались эти крейсера под противокорабельные сверхзвуковые крылатые ракеты П-700 «Гранит». Таким образом, корабли проекта 1144 могли создавать угрозу западным авианосным ударным группам и одновременно вести противолодочную борьбу. Имея водоизмещение 26 тысяч тонн, эти тяжелые атомные ракетные крейсера (ТАРКР) типа «Киров» казались гигантами по сравнению с остальными советскими надводными кораблями. Надо сказать, что Соединенные Штаты не строили надводные боевые корабли такого размера и класса со времен Второй мировой войны. ТАРКР уступал по размерам только авианосцам и большим десантным кораблям с грузовой палубой.
Эти ракетные крейсера служили еще одной стратегической цели: демонстрация военной мощи. У крейсеров типа «Киров» было необычное сочетание атомных энергоустановок и паротурбогенераторов, что позволяло им развивать скорость хода до 30 узлов и иметь резервные средства на случай технической неисправности. Крейсер имел большую дальность хода и исключительную огневую мощь. Корабли этого класса были идеальной платформой для утверждения советского престижа. Они стали ключевой составляющей оперативных соединений, которые могли влиять на политические события по всему миру. В перспективе советский ВМФ делал ставку на то, что ТАРКР будут действовать в тандеме с новыми атомными авианосцами (которые так и не были построены).
Последствия
Строительство крейсеров типа «Киров» прибавило в ВМС США веса аргументам в пользу повторного ввода в строй линкоров класса «Айова». Эти корабли очень сильно отличались друг от друга как по возможностям, так и по конфигурации. Но оба были очень большими, и в ВМС США предлагали несколько способов установки различных систем в гигантском корпусе «Айовы», чтобы сделать этот линкор грозным и универсальным кораблем. Со временем линкор прошел капитальную модернизацию, получив новые средства тяжелой артиллерии и противокорабельной борьбы.
ТАРКР и им подобные корабли также недвусмысленно показали, что советский надводный флот может представлять серьезную угрозу американским авианосным ударным группам и подводным лодкам с баллистическими ракетами. Это заставило обратить внимание на угрозу со стороны обычных крейсеров, в том числе, на их усовершенствованные РЛС и системы объектовой ПВО.
Ремонт и модернизация
В конце холодной войны финансирование советского флота резко сократилось. Строительство пятого атомного ракетного крейсера отменили, первый получил повреждения и так и не был отремонтирован, а строительство четвертого корабля этого типа («Петр Великий») неоднократно откладывалось. В характерном для турбулентной российской политики 20-го века стиле все четыре действующих и недостроенных крейсера типа «Киров» получили новые названия.
В настоящее время в составе флота остается только последний из четырех атомных крейсеров — «Петр Великий». Но в отличие от некоторых белых слонов советского периода, русские нашли ему хорошее применение. Российский ВМФ активно использует этот крейсер, демонстрируя свой флаг по всему миру и доказывая сохраняющуюся значимость морской мощи России. Корабль даже какое-то время принимал участие в операциях против пиратов у берегов Сомали, и это стало примером одного из величайших несоответствий между задачами и возможностями в современной истории флота.
С годами появились слухи о том, что три остальных крейсера вернут в состав ВМФ. В 2015 году Российская Федерация наконец решила приступить к капитальной модернизации третьего корабля этого проекта «Адмирал Нахимов». Кроме «Петра Великого», это единственный атомный крейсер, проходивший после холодной войны существенный ремонт. Модернизация предусматривает почти полную переделку и изменение облика корабля по аналогии с перестройкой линкоров в межвоенный период. «Нахимов» получит усовершенствованные радары и электронику, а также установки вертикального пуска, которые придут на смену имеющимся комплексам противокорабельных ракет. В результате он станет намного более современным и боеспособным кораблем. Когда «Адмирал Нахимов» после модернизации в 2018 году покинет док, такую же модернизацию в трехлетний срок пройдет «Петр Великий».
Остальные два ТАРКР, скорее всего, уже не вернутся в боевой состав флота. На «Кирове» (переименован в «Адмирал Ушаков») в 1990 году произошла авария реактора, и он так и не был полностью отремонтирован. «Фрунзе» («Адмирал Лазарев») был законсервирован, и согласно имеющейся информации, находится в очень плохом состоянии.
Тяжелые атомные ракетные крейсера играли и продолжают играть очень важную роль, демонстрируя морское могущество России. Они могут создавать угрозу американским ВМС, являясь при этом впечатляющим и престижным образцом российской военно-морской мощи. Они демонстрируют, что большой надводный корабль, вышедший из моды в конце Второй мировой войны, может, тем не менее, собрать на борту внушительную коллекцию вооружений различной конфигурации. Если предположить, что модернизация «Нахимова» и «Петра Великого» продолжится, можно ожидать, что эти корабли будут служить России еще несколько десятилетий.
Роберт Фарли часто публикует статьи в The National Interest. Он автор книги The Battleship Book. Фарли преподает в Паттерсоновской школе дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce) при Университете Кентукки. Его сфера специализации включает военную доктрину, национальную безопасность и морские дела.