Сан-Паулу — Протестующие с флагами в руках давят на заграждения на лестнице, пока им не удается преодолеть их. После этого они взрываются криками и устремляются в Капитолий, штаб-квартиру американского Конгресса.
Произошедшее в эту среду в Вашингтоне напоминает об одном из самых знаменитых фильмах Сергея Эйзенштейна, одного из величайших кинематографистов в истории.
Его фильм 1927 года «Октябрь», созданный при поддержке советского правительства, был посвящен десятилетнему юбилею революции в России. Эйзенштейн воспроизводит штурм Зимнего дворца. Большевики ворвались в бывшую царскую резиденцию, которая в тот момент служила штаб-квартирой временного правительства в городе, что сейчас называется Санкт-Петербург.
По иронии судьбы сцены советского фильма очень напоминают то, что мы увидели в США. Кадры из классического кино предстали перед нами, только в этот раз камера была размещена по другую сторону лестницы, а Эйзенштейн не подверг их своей изысканной обработке, продемонстрировавшей миру возможности монтажа для передачи смыслов.
Вместо флагов, советские люди сжимали штыки и другое оружие. Судя по тому, что произошло внутри Капитолия, мы, однако, знаем, что у некоторых протестующих в 2021 году оружие тоже было, но они его пронесли тайно.
Почему по иронии судьбы? Думаю, последнее, с чем сторонники Трампа и американские консерваторы в целом хотели бы ассоциироваться, так это их давняя страшилка — социалистическая революция.
Понятно, что протестующие, пытавшиеся вмешаться в законный демократический процесс ратификации победы Байдена, далеки, и не только на сотню лет, от большевиков, боровшихся за свержение монархии.
Однако историческая ирония беспощадна. Великий лидер в «Октябре» — Ленин. В эту среду таким лидером стал любитель Твиттера Дональд Трамп. Осталось только узнать, постигнет ли американского президента кинематографический конец в стиле того, что ждал статую русского лидера в фильме «Гуд бай, Ленин!».
Сильные мира сего уходят, а искусство остается.