Ранее ИНОСМИ сообщало о реакции в Японии на осуществленное перед самым Новым годом российско-китайской авиагруппой совместное патрулирование западной части Тихого океана. Прочитать материал можно здесь. Теперь мы публикуем перевод аналитического обзора этого события, подготовленного известным японским военным экспертом.
22 декабря прошлого года китайские и российские бомбардировщики совершили совместный полет по маршруту: Японское море — Цусимский пролив — Восточно-Китайское море — пролив Мияко и вернулись в места постоянной дислокации.
Цель этого совместного полета, по всей видимости, частично заключалась в том, чтобы Китай смог продемонстрировать Соединенным Штатам и их союзникам противодействие усилиям по созданию «линии изоляции» вокруг КНР и еще раз показать им свои тесные связи с Россией.
Но зачем осуществлять совместный полет бомбардировщиков как средство демонстрации сотрудничества? И почему он проходил над акваторией Японского моря — проливом Цусима — акваторией Восточно-Китайского моря — проливом Мияко? Зачем китайские военные самолеты делились на северный и южный маршруты? Как представляется именно в этом как раз и скрыта главная цель этой акции.
Подробная информация о совместном полете китайских и российских бомбардировщиков
Глядя на курс китайских и российских бомбардировщиков, мы видим, что они сначала пролетели между Японией и Южной Кореей, а затем следовали по средней линии между Японией и Китаем в направлении островов Сэнкаку.
Маршрут полета не был сосредоточен на Японском море или западной части Тихого океана. Почему российско-китайская бомбардировочная группа полетела именно так: между Японией и Китаем, а также Японией и Южной Кореей? Ведь в этой акватории существуют многочисленные территориальные споры и вопросы свободы мореплавания?
Аналогичный совместный полет был осуществлен российскими и китайскими ВВС и в июле 2019 года, но курсы движения китайских военных самолетов существенно отличаются.
Анализ этой операции помогает выявить некоторые тактические цели последнего полета.
Самолеты ВВС России вернулись тем же курсом, которым и следовали в Тихий океан: пролив Мияко — Восточно — Китайское море — пролив Цусима — Японское море.
Китайские бомбардировщики, следовавшие северным маршрутом, вылетели с базы в Китае, пересекли Цусимский пролив, в Японском море присоединились к российской авиагруппе и проследовали с ней одним маршрутом, затем снова прошли над Цусимским проливом и вернулись обратно на базу.
А вот китайские бомбардировщики, летевшие южным маршрутом, «сменили» самолеты, который шли северным курсом, приблизились к японским островам Гото, проследовали по тому же маршруту, что и российские военные самолеты, а далее пошли на юг по средней линии между Японией и Китаем в Восточно-Китайском море, пересекая пролив Мияко. После этого они вернулись на северный маршрут, снова проследовали рядом с островами Гото и оттуда возвратились на свою базу.
Как представляется, смысл полета стратегических бомбардировщиков вблизи средней линии между Японией и Южной Кореей, а также Китаем, Тайванем и Сенкаку состоит скорее в военно-оперативных соображениях, чем в том, чтобы просто подчеркнуть союзнические отношения между Китаем и Россией.
Этот полет, видимо, стал необходимым как с точки зрения военной стратегии, так и с точки зрения глобальной внешней политики Китая и России.
Почему же состоялось это совместное патрулирование российско-китайской авиагруппой?
Основные направления укрепления военного сотрудничества между Китаем и Россией включают в себя взаимные визиты высокопоставленных военных и кораблей, закупку нового оружия, военно-техническую помощь, а также совместные учения и маневры китайских и российских ВМФ и ВВС.
Россия до сих пор активно экспортировала в Китай истребители «Су-27» и зенитно-ракетный комплекс ПВО «С-400».
Вместе с тем, в настоящее время Россия прекратила поставки Китаю электронного оборудования основного самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления «А-50», бомбардировщиков Ту-22М и передовых военных технологий.
Судя по всему, Россия исходит из соображений того, чтобы ее военный экспорт в КНР не превратился для нее впоследствии в обратную угрозу.
Ранее проходили визиты во Владивосток кораблей ВМС Китая и визиты в Далянь боевых кораблей ВМФ России, но в последние годы таких взаимных визитов не было.
Кроме того, прекратились и осуществлявшиеся раньше масштабные совместные учения, такие как совместные учения Восточного флота ВМС Китая и Тихоокеанского флота России.
Китай и Россия пользуются доступными рамками военного взаимодействия и, вместе с тем устанавливают ограничения в нем на тех направлениях, которые могут быть связаны с возможными рисками и угрозами.
Другими словами, отношения взаимного доверия между Россией и Китаем довольно тонкие, и, как представляется, называть их военным союзом на данном этапе было бы неверно.
Поэтому, наверное, лучше видеть главную цель совместного патрулирования ВВС Китай и России акватории западной части Тихого океана не в укреплении отношений сотрудничества, в каких-то других соображениях
Не исключено, что частично главная цель этой акции состояла в продвижении Китая в указанную западную часть Тихого океана и отработку здесь возможного будущего театра военных действий.
Курс Японское море — пролив Цусима — Восточно-Китайское море — поворот налево перед островами Сэнкаку — пролив Мияко и возвращение — это то воздушное пространство, которое является спорным в территориальных спорах Китая с Японией, Южной Кореей и Тайванем, и военные всех стран, особенно подразделения оповещения и наблюдения, обычно весьма нервно воспринимают появление здесь чужих.
Отличия совместного полета 2019 года и недавней акции
Типы бомбардировщиков в последнем патрулировании были те же, что и раньше, но китайские самолеты разделились по северному и южному маршрутам. В совместном полете участвовали китайские бомбардировщики «Н-6» в Китае (русское название «Ту-16» Барсук) и российские «Ту-95» (Медведь).
Как и прежде, в патрулировании принимали участие два российских самолета. А вот китайские ВВС совершали полет двумя группами: в первой его половине две машины прошли из Японского моря на Цусимский пролив, а во второй другие два бомбардировщика пролетели из акватории островов Гото в Восточно-Китайское море. Тот факт, что китайские самолеты летали отдельно двумя группами, следует рассматривать как свидетельство того, что каждая из них имела свои собственные цели.
Курс китайцев в нынешнем полете серьезно отличался от предыдущего в южной его части
В прошлый раз китайцы вернулись на базу, не пройдя через пролив Мияко, но на этот раз, как и российские самолеты, они вышли в Тихий океан через пролив Мияко и оттуда вернулись на базу в Китае.
Если посмотреть на географию китайского маршрут в привязке к географическому положению Тайваня, Японии и, в особенности, островов Окинава и Сэнкаку, то можно сделать вывод, что пролив Мияко и являлся тем местом, которое вызывало наибольший интерес китайцев и русских.
Поскольку пролив Мияко является нейтральным морским пространством, то полеты над ним могут осуществляться свободно. В мирное время это вроде бы незаметное его свойство.
Но оно приобретает большое военно-оперативное значение в том случае, если вокруг Тайваня или островов Сенкаку возникает конфликт с участием Китая. Тогда наличие здесь одновременно китайских и российских бомбардировщиков явится серьезной помехой для совместных военных действий США и Японии.
В последний раз в патрулировании также принимал участие российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50. Для того, чтобы совместить свой курс с курсом сопровождавшихся им российских бомбардировщиков, самолет А-50 пролетел над акваторией островов Такэсима в южной части Японского моря.
A-50 — это самолет, который может собирать и обрабатывать информацию о десятках самолетов, летающих в зоне его наблюдения. Он может фиксировать и анализировать действия японских и южнокорейских истребителей, вылетающих на перехват российско-китайской авиагруппы. То есть он может собирать объемные данные о боеспособности японских и южнокорейских ВВС, а также системах ПВО и ПРО. Например, насколько близко должны китайские и российские бомбардировщики подлететь к воздушным границам Южной Кореи и Японии, чтобы сработали их системы ПВО и взлетели дежурные истребители, и сколько времени потребуется им для того, чтобы догнать российские и китайские цели.
В случае же возникновения военного конфликта на Корейском полуострове, такие российские самолеты-разведчики могут с дальнего расстояния отслеживать воздушную обстановку и, например, передавать эти сведения Северной Корее.
Какие еще цели мог преследовать совместный российско-китайский полет?
Имитация бомбардировки Тайваня?
В отличие от предыдущих зафиксированных тренировок, в которых китайские бомбардировщики имитировали ракетный удар по Тайваню, на этот раз на соответствующие точки их машины не вышли, а сразу через пролив Мияко ушли в Тихий океан и возвратились на базу.
В этой связи можно предположить, что симуляция китайского удара по Тайваню ракетами класса «воздух-земля» не осуществлялась. Почему? Скорее всего, потому, что Россия вряд ли может сейчас выступить в качестве заинтересованной стороны в случае тайваньского конфликта. Ей вмешательство в чужую войну совершенно не нужно
А может быть, имитация ракетного удара по американским базам на Гуаме?
С учетом дальности полета ракет, запускаемых с бомбардировщиков, атаковать Гуам с курса, проходящего через пролив Мияко и выходящего в Тихий океан, невозможно.
Кроме того, понятно, что если китайские военные пилоты и получают подготовку, необходимую для того, чтобы все-таки попробовать «достать» ракетами американские военные базы на Гуаме, то российская сторона, скорее всего от совместных с китайцами тренировок такого плана воздержится. поскольку понимает, насколько резко это будет воспринято США.
Совместный полет в условиях максимального сближения сторон и отработка вопросов связи?
Пока нет данных о том, кто из участвовавших в совместном полете сторон — китайцы или русские — взяли на себя инициативу по разработке его плана. Но ясно, что такой план существовал, и стороны четко ему следовали. Конечно, при сближении членов авиагруппы между ними должны были работать линии связи и коммуникации. Эта цель является вполне понятной и важной.
И все же, наиболее вероятной главной целью полета была отработка создания помех вмешательству США в случае возникновения военного конфликта на Корейском полуострове или вокруг Тайваня.
Если проанализировать маршруты полетов китайских и российских бомбардировщиков, то можно четко увидеть, что северный маршрут — это «корейский курс», рассчитанный на случай возникновения военного конфликта на Корейском полуострове. Он должен косвенно помешать вмешательству вооруженных сил США в боевые действия со стороны Японии или воздушно-транспортного обеспечения американских военных поставок из Японии на полуостров.
Южный маршрут рассчитан на то, чтобы помешать вмешательству США в ситуацию с возможным нападением Китая на Окинаву и высадкой десанта на острова Сенкаку. В этом случае действия китайцев и русских должны помешать возможной воздушной переброске американских военных материалов и военного персонала с Хонсю и Окинавы в район островов Сенкаку.
Если российская и китайская военная авиация одновременно развернут свои действия над проливом Мияко, японским силам самообороны будет сложно противостоять им.
Вероятно, речь шла и об отработке действий, могущих помешать совместным американо-японским военным операциям.
Даже в мирное время в том случае, если китайские и российские бомбардировщики проходят те районы мирового океана, где существует много пограничных проблем между окружающими странами, это становится значительным раздражителем для них.
Если осуществляется подобный нынешнему полет совместной российско-китайской авиагруппы, то Япония, Южная Корея и Тайвань поднимают в воздух истребители и идентифицируют самолеты группы, включают системы раннего предупреждения и управления, осуществляют сбор электронной информации и радиолокационный мониторинг. Задействуются все службы по сбору и анализу радио — и электронных излучений.
То есть военные всех стран начинают проявлять нервозность, и это создает отличные условия для сбора членами совместной авиагруппы различной информации.
А в случае возникновения чрезвычайной ситуации вокруг Тайваня, на Корейском полуострове или в районе островов Сенкаку, если китайско-российская бомбардировочная группа полетит аналогичным курсом, заинтересованные страны должны будут отреагировать на ее действия в дополнение к экстренному реагированию на конфликтную ситуацию.
То есть подобные полеты совместных российско-китайских авиагрупп явятся серьезной помехой для действий присутствующих здесь стран.
Например, при чрезвычайной ситуации на Корейском полуострове будут созданы косвенные помехи действиям американских вооруженных сил по высадке в Корее, а также переброске туда военных грузов и личного состава из Японии через Цусимский пролив.
В случае же возникновения чрезвычайной ситуации на Тайване наличие в воздухе совместных российско-китайских авиагрупп косвенно помешают переброске на Тайвань из Японии американских ударных мобильных соединений, а также действиям американских истребителей и самолетов-разведчиков.
Если совместные российско-китайские полеты между будут осуществляться в зоне Тайваня при возникновении вокруг него чрезвычайной ситуации, то русские смогут предоставлять Китаю развединформацию о действиях американо-японских сил в этом районе. Если же такие полеты будут осуществляться вокруг Корейского полуострова при возникновении чрезвычайной ситуации на нем, то информация о действиях американских, южнокорейских и японских сил может передаваться китайскими и российскими военными Северной Корее.
Так что следует признать, что подобные совместные китайско-российские полеты рассчитаны прежде всего на отработку соответствующих ТВД на случай военного конфликта. Для противостоящих Китаю и России сторон они таят в себе значительную опасность.
___________________________________________________________________________________
Кинъити Нисимура — директор японского Института военных и стратегических исследований (MIS), одного из важных «мозговых центров» министерства обороны Японии. С 1978 по 2008 год служил на ответственных должностях в силах самообороны Японии — главном штабе, военной Академии и т. д.Имеет звание генерала. До назначения на должность директора MIS работал в Институте оборонных исследований, исследовательском центре концерна Мицубиси. Автор многочисленных книг по геополитике.
Комментарии японских читателей
ari
И один Китай — это страшно! А тут еще и Россия! Не очень-то веселые новости под Новый год.
Думаю, нам следует еще больше укрепить японско-американский союз!
ava
У России с Китаем много общих интересов. Но ведь история их отношений изобилует и конфликтами, и войнами. Пока их союз держится на западной неприязни к ним обоим. Но стоит только Западу ослабить риторику в отношении хотя бы одной из этих стран, как их единство сразу нарушится.
Главное — это то, что ни одной из них доверять нельзя!
ela
Во внешней политике Китая и России всегда действовал принцип: «враг моего врага — мой друг». Надо вбить клин в их отношения. Чем там у нас занимается ЦРУ?
ter
Япония пацифистская страна, поэтому эта новость о совместных китайско-российских полетах вряд многих затронет.
Думаю, что со временем Китай захватит наши острова Сенкаку, а Россия нам «северные острова» никогда не отдаст.
Сначала нужно думать об укреплении нашей обороноспособности и нашей экономической мощи в условиях спада. Но с нынешним правительством здесь вряд ли будет что-то достигнуто. Я полагаю, что постепенно окружающие страны много растащат у Японии «по кусочку».
sim
Отличная статья военного аналитика Кинъити Нисимуры. Действительно, главная цель Китая и России — не демонстрация дружбы, а отработка вероятного театра военных действий и максимальное вскрытие военных потенциалов Японии и США. Фактически речь идет о военно-тактической операции по подготовке к войне. Правда, я не думаю, что сегодня Россия ринется сломя голову на помощь Китаю в случае возникновения конфликта вокруг Тайваня или островов Сенкаку.
grq
А почему у Японии нет своей бомбардировочной авиации? Нам тоже нужно высоко держать свой военный флаг в Тихом океане!
yuk
С Россией шутить не надо. На Дальнем Востоке уже есть соединения супер-современных Су-35 и Су-57. Там же уже есть мощные системы ПРО С-400. Вон, стоит нашим F-15 только подлететь к воздушному пространству России над Японским морем, как советские истребители тут же бросаются на перехват!
mob
Плохие новости под Новый год. Чего там в темном небе делают ВВС Китая и России над Японским морем вблизи нашего воздушного пространства? Это большая проблема. Надо позвать на помощь НАТО и QUAD (военная группировка в составе США, Австралии, Японии и Индии — прим. ред.).
wak
Вот китайцы и русские, все знают! Стоило только командующему японскими ВМС и его заместителю сдать положительные тесты на коронавирус, как китайско-российская совместная авиагруппа сразу полетела в Тихий океан, над Японским и Восточно-Китайским морем!
sin
А японское правительство помалкивает в тряпочку. Ни одного заявления. Испугалось?
shi
Японии нужно увеличить свои военные расходы в пять раз. Численность сил самообороны тоже нужно увеличить впятеро.
emi
Японии нужно срочно обзаводиться атомным оружием! И подводными лодками, которые могли бы стрелять ядерными ракетами! Надо добиться того, чтобы мы могли всегда ударить по Пекину и Москве!
nikumiso
И кому вы это предлагаете? Маленькой Японии, у которой нет никаких своих сырьевых ресурсов? Которая уже однажды была побеждена в войне? Мне прискорбно слышать ваши глупости!